Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

Здесь вам не тут!


10 сентября 2019, 09:00 | 584 просмотра



Отечественный Минобр не перестает удивлять школьными реформами

В начале стартовавшего несколько дней назад учебного года старшеклассники (учащиеся 10-х классов) и их родители внезапно узнали, что введены новые типовые учебные планы (ТУП), согласно которым предметы разделены на инвариантные (обязательные) и вариативные (по выбору). Кроме того, ребятам нужно срочно определиться, кто они - лирики или физики, другими словами, какое направление им ближе - общественно-гуманитарное или естественно-математическое. Причем в двух этих больших блоках есть еще свои градации.

К инвариантным предметам общественно-гуманитарного цикла Минобр отнес алгебру, гео­метрию, информатику, русский язык и литературу, казахский язык и литературу, английский язык, историю Казахстана, самопознание, физкультуру и военную подготовку. При этом лирикам на выбор предоставляются для углубленного изу­чения два предмета из четырех: иностранный язык, всемирная история, география, основы права. А также два предмета из четырех для стандартного изучения: физика, химия, биология, основы предпринимательства и бизнеса.

Что касается естественно-математического направления, то список инвариантных предметов у них такой же. А вот вариативные предметы для углубленного изучения, ясное дело, отличаются: физика, химия, биология, география. Есть отличия и в стандартном наборе: всемирная история, основы предпринимательства и бизнеса, графика и проектирование, основы права.

На первый взгляд вроде бы все хорошо. Но это только на первый взгляд. Как выясняется, два невыб­ранных предмета из четырех углуб­ленных и стандартных дети должны будут изучать факультативно, то есть самостоятельно. Но и здесь особой свободы выбора нет. К примеру, в естественно-математическом направлении в углубленных вариативных предметах возможны только три варианта: физика и химия, физика и география или гео­графия и биология.

В соцсетях по этому поводу уже кипят нешуточные страсти. Родители недоумевают, почему никто не предупредил их о новациях в конце прошлого учебного года. Вопрос более чем резонный, поскольку ТУПы обновленного содержания были разработаны еще в 2012 году, а внедрены приказом прежнего министра образования и науки Куляш ШАМШИДИНОВОЙ 15 мая этого года.

- Наш Минобр всегда отличался тем, что не проводит подготовительную работу. Вот и на этот раз то же самое. Реакция на новшество не была бы такой суровой, если бы оно не оказалось таким неожиданным, - комментирует ситуацию депутат мажилиса Ирина СМИРНОВА (на снимке), много лет проработавшая в системе школьного образования. 

- Если бы чиновники от образования заранее оповестили родителей и учеников об этих изменениях, то у них была бы возможность даже сменить школу, чтобы получить те знания и те компетенции, которые им будут необходимы в будущем. Видимо, Минобр предполагал, что ребята смогут выбирать так же, как выбирают ученики в тех странах, на которые ориентируется наше государство. Но фактически многим нашим детям не оставили выбора. Хорошо, когда в школах есть два десятых класса и можно их перегруппировать по направлениям. А если только один десятый класс, как в сельских школах, - там как быть? Я надеюсь, на следующий год Минобр что-то изменит.

Ирина Смирнова считает, что давно пора обязать профильное министерство апробировать все изменения перед массовым внедрением:

- Слава богу, кроме школ есть и другие возможности получить нужные знания. Поэтому деятельность Минобра не проявляется так катастрофично на человеческом капитале. Хотя при тех финансах, которые вливаются в эту сферу, при тех возможностях, которые сейчас имеются, можно было сделать гораздо больше и лучше. Министерство зачастую инициирует ошибочные вещи, которые потом всеми отрицаются. Я считаю, что оно не должно иметь права вносить какие-то изменения в учебный процесс без согласования с экспертным сообществом. Нужно, чтобы любой приказ согласовывался, а не принимался только одним человеком. Система образования не та отрасль, где можно что-то быстро менять. Любые инновации должны базироваться на том, что уже достигнуто. А у нас сейчас то на Японию смотрят, то на Финляндию, то на Эстонию. В результате наше образование напоминает лоскутное одеяло. А мы должны строить собственную образовательную модель.

Депутат Японию упомянула не случайно. На днях директор департамента добропорядочности Агентства по противодействию коррупции Данияр САБИРБАЕВ сообщил, что в столичной школе-гимназии №80 внедрили японский опыт: после занятий ученики сами убирают за собой классы вместо техперсонала.

- Как можно сравнивать состояние казахстанских и японских школ?! - возмущается парламентарий. - У них есть горячая вода, есть специальное оборудование, моющие средства, у ребят есть спец­одежда для такой уборки - перчатки, халаты, шапочки, маски. У нас же при 7-8-урочной системе дети должны еще оставаться и убирать класс. И не забывайте, что у нас в классах по 40 человек! Может ли ребенок убрать класс так, чтобы он был чистым? Кроме того, в отличие от японских в наших школах ученики не переобуваются, ходят в уличной обуви. А на улицах у нас грязно. Это вам не Япония, где улицы моют шампунем!

- Но ведь в советские годы была практика дежурных по классу…

- В советские годы у детей было максимум по 5-6 уроков, и между сменами было время на уборку. Сейчас этого нет: одна смена заканчивает учебу, следом заходит другая. В советские годы мы не ходили к репетиторам, мы никуда не спешили. Сейчас из школ дети бегут - кому-то к репетитору надо, кому-то на другие занятия… Мы могли оставаться в школах допоздна, не переживая за свою безопас­ность! Да, нужно приучать детей к труду. Но когда это переходит все рамки разумного, стоит ли это делать? У нас в четырех тысячах сельских школ нет цивилизованных туалетов - они на улице, нет горячей воды, централизованного отопления во многих школах тоже нет. И как там будут мыть полы дети зимой? Из Японии переняли только трудовой опыт. Тогда уж пусть позаимствуют всю японскую систему образования - она хорошая!

Между тем руководитель отдела социальной работы и карьеры одного из совместных с иностранным участием казахстанских университетов Найля САНИЯЗОВА (на снимке) отмечает, что за последние годы у казахстанских абитуриентов улучшились только навыки английского языка. Да и то, считает она, это заслуга не школ, а репетиторов.

- Мы анализировали школьные программы и видим, что достаточно сложная ситуация с математикой, физикой, естественными науками. Система подготовки к ЕНТ сбила ориентиры у школьников. Они не пытаются решить задачи, а стараются угадать ответы на тестировании. Очень много мыслительных цепочек попросту разорвано. Что касается новшества по разделению на профили, то, наверное, оно имеет смысл, но, на наш взгляд, это неправильный подход. Это сильно ограничивает школьников в выборе будущей специальности. У нас уже есть ограничитель в виде ЕНТ. А министерство внедряет дополнительный ограничитель, поскольку школьники в течение года уже не смогут поменять профильные предметы. Фактически это ультиматум. Кроме того, в 16-17 лет очень сложно сделать такой выбор. Я думаю, что в будущем, когда вчерашние школьники столкнутся с выбором профессии, это приведет к перекосам. Мы уже сейчас видим, что есть много детей, кто не хочет сдавать ЕНТ, а с учетом этих изменений родители все чаще будут задумываться о том, чтобы отправлять детей в заграничные школы.

 

 

Автор:
https://time.kz