Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

Роль медицинских работников в жизни ВИЧ-положительных людей


8 июня 2020, 04:14 | 776 просмотров



Третье воскресенье июня – Международный день медицинских работников

Медицинскому работнику в своей деятельности приходится вступать во взаимоотношения с людьми в различных ситуациях. На качество взаимоотношений влияет то, насколько медицинский работник осведомлен о собеседнике, о течении и причинах его состояния, а также о своих ответных реакциях. Все это может обеспечить соответствующий уровень эмоционального интеллекта специалиста. Эмоциональный интеллект является одним из важных критериев уровня толерантности, которая в свою очередь определяет их профессиональную компетентность.

В работе с ВИЧ положительными пациентами интеллект врач очень важный фактор. Высокий уровень эмоционального интеллекта дает возможность эмоциональной осведомленности, распознавания эмоций клиента, управления своими эмоциями и проявления эмпатии в процессе общения.

ВИЧ-инфекция – болезнь, связанная с поведением человека. Чтобы изменить эпидемическую ситуацию, необходимо изменить на менее рискованное поведение людей в отношении этой болезни. В первую очередь изменить поведение должны медицинские работники. Для успешной профилактики ВИЧ необходимо преодолеть барьер молчания и включить в свою повседневную работу консультирование по вопросам ВИЧ-инфекции. В основе оказания медицинской помощи лежит доверие между пациентом и медицинским работником. Поэтому принципиально важным является создание психологически благоприятной среды, содействующей привлечению и удержанию пациентов в рамках программ оказания специализированной медицинской помощи. Доверительная атмосфера создает более искренние и устойчивые отношения пациента с медицинским работником, пациент будет расположен к более откровенному обсуждению особенностей своего поведения в связи с ВИЧ инфекцией.

Люди, обращающиеся за помощью, связанной с ВИЧ, могут находиться в состоянии сильного психологического стресса и опасаться порицания со стороны семьи или общественности в случае ВИЧ-положительного диагноза. В подобных ситуациях качество коммуникации пациента с медицинским работником приобретает особую важность. Медицинские специалисты не должны выносить оценочного суждения в отношении поведения и отдельных поступков пациента, обязаны сохранять в тайне информацию о пациенте, внимательно выслушивать и подбадривать пациента, давать точные ответы на его вопросы и оказывать ему всестороннюю поддержку.

Я устроилась в СПИД центр врачом эпидемиологом в 2010 году и начала свою карьеру с трудным контингентом с психологической стороны, с ВИЧ положительными беременными. Как сейчас помню свою первую консультацию. Перед о мной сидит молодая, красивая, не о чем не догадывающаяся беременная женщина.  Нас учили перед тем как принять клиента проводить комплексный опрос пациента, проводить оценку душевного состояния пациента, определять его потребности, цели и ценности, формулировать медицинские, психологические и социальные проблемы пациента, исходя из доступной информации. Он должен иметь способность понять и оценить приоритеты для психологического состояния пациента и таким образом устанавливать эффективные отношения с ним, проявлять в процессе взаимодействия с пациентом и его родственниками этически состоятельные поведенческие навыки общения, обеспечивая партнерские отношения на основе уважения к личности. Я собрала полный эпидемиологический анамнез ее и отдельно еще побеседовала с мужем. Выяснила путь передачи и источника инфекции. Но как только ушли клиенты я так громко порыдала, что всем СПИД центром взялись меня успокаивать. Задавала вопрос себе, им, да всем ЗА ЧТО? Ей еще жить то жить, а у нее ВИЧ, а ребенок, какого будет ребенку узнавать, что его родители оба ВИЧ позитивные? Ни в чем не повинная девушка пострадала. Я еще 2 дня задавалась этими вопросами. Поэтому любой медицинский работник, работающий в этой сфере должен понимать ограниченность своих знаний, умений и возможностей. В связи с этим перед ним стоит задача дополнять собственные знания и умениями других профессионалов с целью улучшения уровня услуг, эффективно консультироваться с коллегами, работать в команде, оценивать опыт, уровень компетентности и роль других профессионалов, постоянно повышать свой личностный и профессиональный уровень компетентности. Кроме этого врачи работающей с ВИЧ-инфицированным пациентом должны постоянно заботиться о своем личностно-профессиональном росте. В противном случае не избежать эмоционального выгорания.

Пациенты реагируют на тяжелые известия, связанными с болезнью разными по виду и интенсивности эмоциональными реакциями, изменением процесса познания и поведения. Врач не может изменить существующие факты, но он может повлиять, изменить, скорректировать их восприятие, как в негативном, так и в позитивном направлении, помочь обрести оправданную надежду.

Пациенты хотят, чтобы врач находил золотую середину между честностью и чуткостью. Они не просят врача лгать, приукрашивать действительность или замалчивать факты. Они хотят, чтобы их не лишали надежды. Надежды на жизнь, и эта надежда на самом деле есть…

Всем нам, специалистам СПИД центра, следует признать, что один из больших камней преткновения современной медицины лежит в области общения, в области коммуникативной компетентности. Поэтому совершенно очевидно, что нам предстоит интенсивная и разноплановая работа в данном направлении.

И к слову я до сих пор в течении 10 лет общаюсь с той самой моей первой женщиной – беременяшкой. У нее уже 2 совершенно здоровых, красивых детей. Она радуется и живет каждым моментом. К моему счастью она не одна моя клиентка, которая я так долго поддерживаю свое общение.

Автор:
Самал Кожалимова, заведующая организационно-методического отдела Алматинского областного СПИД центра