Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

Плюсы дистанционного обучения есть! Просто вы их не заметили…


7 сентября 2020, 10:13 | 926 просмотров



Учительница музыки из Алматы открыла для себя преимущества обучения с помощью интернет-ресурсов еще 12 лет назад. И сегодня готова ими поделиться.

Предварительные итоги нескольких дней дистанционного обучения в новом учебном году таковы: 90% родителей возмущены неудобствами, которые создала им школа. Основные претензии, что новый материал плохо усваивается, а у родителей нет времени его разъяснять. Кроме того, занятые мамы и папы вынуждены водить своих малолетних детей-учеников на работу. В итоге не успевают ни работать, ни учить уроки.

1 сентября в своем очередном послании народу Казахстана президент Касым-Жомарт Токаев поручил правительству рассмотреть возможность скорейшего возврата к очной форме обучения. Когда вопрос решится, еще неясно.

Учитель музыки общеобразовательной школы Алматы №10 с 27-летним стажем Армана Исабекова недавно была гостьей студии 365info как очень активный педагог, которая умудряется совмещать две работы, имея при этом тяжелый диагноз ДЦП. Кроме занятий музыкой с обычными школьниками, Армана занимается на дому музыкотерапией с особенными детьми. ДЦП, аутизм и другие тяжелые диагнозы она не считает помехой для занятия творчеством. Напротив, ее особенные ученики лучше социализируются и становятся ближе к обычной жизни обычных детей.

Было бы желание

— Интернет стал важным участником образовательного процесса еще в начале 2000-х, — говорит педагог. — А сегодня редкий учитель или школьник совсем не использует технологии в обучении. Мы общаемся с коллегами, учениками и их родителями в мессенджерах, пользуемся электронным журналом, ищем дополнительные материалы в интернете.

— И тем не менее большинство остаются недовольны учебой в электронном формате.

— Это с непривычки и отсутствия опыта. По данным eLearning Industry, только в промежуток между 2001 и 2017 годами рынок электронных образовательных решений вырос на 900%. На самом деле возможность обучаться дистанционно привлекает многих.

И в ближайшие годы доля детей, которые получат образование удаленно, будет только расти. Ведь инструментов для организации такой учебы с каждым днем все больше.

В Казахстане для онлайн-образования есть все необходимое. Это и широкий набор интернет-ресурсов, и учебники в цифровом формате, и даже электронный журнал и онлайн-доска. Школьники и студенты общаются с преподавателями по видеосвязи. Таким образом, они посещают занятия, не выходя из дома. Это удобно, безопасно, а главное – знания продолжают поступать в растущие организмы.

Лично я для себя открыла преимущества обучения на компьютере с использованием интернет-ресурсов очень давно, еще в 2008 году

Хотя тогда многие коллеги-преподаватели других предметов не понимали возможность использования информационных технологий именно на уроках музыки и считали это блажью. У меня в кабинете даже не было компьютера, и я адаптировала свои авторские видео-презентации для DVD-плеера. Освоила азы видеомонтажа, фотошопа, конвертации файлов, различного рода программ и даже установки некоторых драйверов.

В 2012 году, с появлением компьютера в кабинете, я полностью перешла на уроки-презентации. Только в начальных классах немного подыгрывала песни на пианино. А потом и вовсе освоила принципы аранжировки, так отпала надобность в инструменте под рукой. Главными стали компьютер и хорошие колонки. Так что для моих учеников переход на дистанционное обучение не стал чем-то удивительным, ведь они привыкли к урокам музыки на компьютере.

Автоматизация процессов

— Вы исключение. Остальные по старинке привыкли к школьным классам, обычному мелу и доске. Поэтому адаптация к новому формату учебы большинству дается нелегко.

— Ну да, всем кажется, что дистанционное обучение — это сплошные неудобства, угроза дисциплине и успеваемости. Но это не так. Я для себя открыла массу преимуществ учебы на удаленке. Это возможность работать с каждым учеником индивидуально. Технология дистанционного преподавания помогает найти свой подход к каждому.

Бывает, что робкий ребенок стесняется активно работать в классе, где на него устремлены взгляды двадцати одноклассников

Но на удаленке такой тихоня чувствует себя свободнее, задает учителю вопросы в чате и успешно выполняет задания. Для таких школьников я могу подобрать интересные дополнительные учебные задания, которые соответствуют их склонностям, чтобы поддержать интерес к предмету.

Дистанционное обучение — отличный шанс познакомиться со своими подопечными поближе. Раньше уделять каждому больше внимания не удавалось из-за большого количества учеников и наших редких и коротких занятий — 45 минут один раз в неделю.

Самое интересное, что на дистанционном обучении мы поправили отношения с некоторыми сложными учениками. Многие из них даже приняли участие в дистанционных олимпиадах по музыке и конкурсах по вокалу. Некоторые стали победителями.

Автоматизация рутинных процессов. Проще говоря, технологии могут взять на себя выполнение самой скучной части работы учителя. Например, на образовательной платформе bilimland.kz впервые появились тестовые задания для уроков музыки по всем классам. Теперь учителя музыки не будут сами составлять тесты и задания, как делали это раньше.

Сразу решается проблема нехватки рабочих тетрадей для начальных классов и полного их отсутствия для среднего звена

С бумажной версией учебников та же беда, что и с тетрадями, но на электронной платформе они все есть в электронном варианте. На этой же платформе можно создавать уроки и включать поурочные планы.

Новые возможности

— Некоторые педагоги отметили, что дистанционка значительно продвинула их в пользовании гаджетами и современными программами. 

— Это третье преимущество. Все получили шанс освоить новые технологии. Высокий спрос на преподавателей с опытом дистанционной работы — это реальность. Умение пользоваться интерактивными обучающими платформами, Google Docs, электронными рабочими тетрадями и сервисами для видеоконференций повышает ценность педагога на рынке труда.

Это реальная возможность найти подработку в онлайн-школе. Отмечу, что таких стало много. Они растут и нуждаются в новых кадрах

Но еще ценнее навыки организации своего времени, работы с учениками в дистанционном режиме, умение контролировать и мотивировать их на расстоянии. Лично я для себя впервые открыла такие платформы, как ZOOM и Skype. Даже привычный нам WhatsApp, оказывается, намного функциональнее, чем мы себе представляли.

Четвертое преимущество — игровые задания. Ведь дистанционная форма обучения предполагает очень активное использование цифровых технологий. В том числе и геймифицированных заданий. Это онлайн-игры, музыкальные приложения, викторины, интерактивные задачки на сообразительность. Не будем забывать, что для любого ребенка игра — самый естественный способ познания мира. Да и старшеклассникам такие задачки нравятся больше сухих заданий из учебника.

Игры не только делают обучение увлекательным. Они помогают оценить прогресс и привносят в учебу элемент здорового соревнования

Обучающие игры не входят в официальную программу, но я рекомендую коллегам разбавить ими обычные задания. Ребенок, который учится с удовольствием, достигнет больших успехов, чем тот, кто скучает на занятиях.

Экономия времени

— Ну и наконец дистанционка позволяет работать в более размеренном темпе. Теперь, когда большая часть общения с учениками происходит в мессенджерах, у нас, учителей, появилось больше времени, чтобы обдумывать ответы на  вопросы. Ведь не обязательно отвечать немедленно, рискуя ошибиться. Зато есть возможность свериться со справочной литературой и дать более вдумчивый и подробный ответ.

Это делает отношения педагога и учеников более профессиональными и при этом более непринужденными

Лично меня некоторые родители узнали впервые. В силу того, что предмет музыки все-таки не основной, а вспомогательный к основному образовательному процессу школы, для них, как они писали, было удивительно и интересно познакомиться с необычным форматом занятий по музыке. По старинке большинство родителей считали мои занятия банальным уроком пения. Теперь все изменилось.

На мой взгляд, при желании и стремлении можно адаптироваться под любую ситуацию. Главное находить плюсы от новшеств, а уже затем проводить работу над ошибками.