Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ В КАЗАХСТАНЕ И ЗА РУБЕЖОМ


24 декабря 2010, 15:37 | 1 839 просмотров



(Продложение. Начало в предыдующем номере)

3. Белоруссия («Православие — часть нашей культуры…»)

Пионерами по внедрению религиоведения в школьный курс, пусть даже и в форме кружка, является Белоруссия. Так, соглашение о сотрудничестве между православной церковью и белорусским государством было подписано еще в июне 2003 года. Министерство образования к сотрудничеству подключилось ударными темпами: уже через 4 года (2007 год) в 270-ти школах страны почти 5 тысяч учащихся имели возможность изучать курс по основам православной культуры. Было открыто 10 православных классов и 14 православных групп в дошкольных учреждениях, начала функционировать первая православная гимназия в Бобруйске. Вопросы кадровой подготовки тоже решаются, преподавателей по православию в Беларуси готовят уже несколько лет. Соответствующий курс читают в Академии последипломного образования, в Минском областном институте усовершенствования учителей и в Институте теологии при БГУ.

С началом нового учебного года планировалось переклассифицировать кружок в факультатив «Основы православной культуры. Святыни белорусского народа». Тем самым, охватить всех желающих, учеников с 1 по 11 классов. Но, Национальный институт образования который рассматривал программу не дал разрешения на введение факультативного курса. Специалисты данной организации предмет не отменили, но и не была утверждена предложенная программа. Комиссия, которая ее рассматривала, решила, что она не доработана, было высказано предположение, что программа курса не соответствует содержанию данного факультатива. Программа курса «Основы православия» была разработана несколько лет назад, а дорабатывали ее на протяжении предыдущего года. Рабочая группа будет заниматься ею и дальше. По мнению аналитиков на ее доработку уйдет не меньше года.

Беларуси к верующим причисляют себя около половины взрослых. Из них православными себя называют около 80%, католиками — 14%. Есть последователи протестантства, ислама, иудаизма, прочих конфессий. Почему в школах будут изучать только основы православной культуры? Чиновники адресуют этот вопрос к представителям других конфессий. Мол, нет с их стороны инициативы, нет и факультатива. В адрес нового, хоть и не получившего разрешение факультатива с резкой критикой вышел профессор, доктор философских наук Георгий Антонюк. Он подчеркивает, что в светском государстве, в котором религия отделена от государства и от школы, ничего предосудительного не было бы, если бы излагался научный взгляд на религию, освещающий ее суть, своеобразие конфессий. Если церковь отделена от государства, о каком изучении религии может идти речь в государственной школе? При этом профессор отмечает: «Светское государство — это передовое государство, объективно сложившееся в результате длительного исторического развития. Правда, в нынешней конституции нашей страны (Белоруссия), в отличие от конституции БССР, нет четких указаний на светский характер государства. Поэтому не удивлюсь, если в школах Беларуси будут проповедовать истинность религиозной веры. Изучение в школах религиозного мировоззрения с позиции убеждения школьников в истинности религии, в том числе конкретной — это, на мой взгляд, проявление обскурантизма».Профессор Антонюк при этом считает, что курс был бы некорректен во многоконфессиональном обществе, даже если излагать научный взгляд на религию — ведь он отдает приоритет православной вере: «Сейчас вряд ли можно найти государство с одной конфессией. К тому же в любом государстве есть атеисты, а также люди с рациональным мышлением». Профессор Антонюк подчеркивает: если к изложению религиозного мировоззрения будут привлечены священнослужители, то «они в силу своей природы будут прививать школьникам религиозное мировоззрение, убеждая их в безусловной истинности конкретной религии, которую они будут представлять. Полагаю, это будет нарушением прав человека. К тому же есть опасность, что государство, отдельные чиновники, руководители школ будут поощрять привитие школьникам религиозной веры». Профессор Антонюк подчеркивает, что религия диктует приверженцу веры определенный взгляд на мир, определенный способ объяснения и осмысления мира и поведения в нем: «Поэтому естественно, что всякая религия вступает в конфликт с наукой. А без науки человечеству не выжить. Если есть необходимость приобщить школьников к мировоззрению, что само по себе очень сложно, то нужно научно знакомить их с сутью основных мировоззрений, не навязывая ни одно из них. Это позволило бы каждому свободно, основываясь на знаниях, выбрать наиболее соответствующее ему мировоззрение», — подчеркнул эксперт.

Так или иначе можно с уверенностью предполагать что в следующий учебный год факультатив «Основы православной культуры. Святыни белорусского народа» пробьется. Ведь уже сейчас предмет получил благословение не только БПЦ, но и министра образования республики Беларусь. Он отметил: «Православие — часть нашей культуры со своей историей, своими особенностями, своей красотой».

4.Украина ( …это просто замена одного неизвестного другим.)

На Украине религиоведение или же «Основы христианской этики» преподается в 5-6 классах украинских школ еще с 2006 года в соответствии утверждением Министерства образования и науки Украины Концептуальных основ по изучению предметов духовно-морального направления в общеобразовательных учебных заведениях. Эти принципы были подготовлены рабочей группой при участии представителей церквей. На протяжении нескольких лет велась активная работа по расширению предмета, разрабатывалась, программа целью которого было внедрить предмет с первого по одиннадцатые классы. Эта работа продвигалась при содействии Общественного совета при Минобразования Украины по вопросам сотрудничества с Церквями и религиозными организациями. В результате 13 июля 2010 года Министерство предоставило соответствующий гриф учебной программе «Основы христианской этики для учащихся 1-4, 7-11 классов» и рекомендовало ее для использования в школах. Таким образом, на сегодня учащиеся всех классов общеобразовательных учебных заведений могут на факультативной основе (по заявлениям родителей и с согласия детей) изучать этот предмет духовно-нравственной направленности. Как отмечено в пояснительной записке к программе, целью курса «Основы христианской этики» является формирование у учащихся христианских моральных добродетелей. Курс является дисциплиной христианско-мировоззренческого, культурного и образовательно-воспитательного направления, который выстраивается как фундамент сущностных ценностей современного человека. Авторы программы отдельно отмечают, что курс «Основы христианской этики» не является учением веры, не включает в себя религиозных обрядов, не ставит целью вовлечение в определенную конфессию. Преподавание предмета предполагает воспитание у учащихся уважения к свободе совести, религиозных и мировоззренческих убеждений других людей; способностей к сожительству в поликультурном и поликонфессиональном украинском обществе. Следует отметить, что в Украине на факультативной основе также преподаются и другие предметы духовно-нравственной направленности, в частности «Основы исламской культуры», «Этика: духовные основы», «Христианская этика в украинской культуре» и другие. Судя по отчетам ведомств «Основы христианской этики» и «Христианская этика в украинской культуре» преподается не более чем в 30% школ Украины. Только за последний год количество соответствующих учебных заведений выросло почти на 10%. Но эти данные в скором времени могут измениться, так как Украинская православная церковь (УПЦ) ведет активную агитацию прихожан церквей содействовать изучению основ христианской этики в школе.

И здесь есть обратная сторона луны. Уж больно тесное отношение государства и церкви вызвало бурную и не однозначную реакцию среди разных слоев население Украины. Листая форумы и сайты с комментариями на эту тему, я ни раз, сталкивался с «ожесточенными» словесными баталиями между противниками и теми, кто поддерживает внедрение религиоведение в школу. Но, на мои взгляд, ни один комент не был весомее чем, открытое письмо более 150 ученных Министру образования и науки Украины Ивану Вакрачуку (к сожалению, текст письма состоит из девяти страниц и по тому мы не можем опубликовать его полностью). В тексте письма ученые приводят, что большой тревогой следят за неуклонным проникновением церкви во все сферы общественной жизни, вследствие чего происходит недопустимая клерикализация образования в Украине. Далее в тексте говорится о том, что представления о природе и человеке могут опираться лишь на современные научные знания. Как метко заметил Нобелевский лауреат В. Л. Гинзбург, привлечение понятия „Бог» как ответ на еще нерешенные наукой проблемы – это просто замена одного неизвестного другим. Можно много дискутировать о происхождении жизни и обосновании физических законов, но лишь научные исследования являются источником адекватных сведений о Вселенной, дают толчок технологическому развитию общества вплоть до распространенных в современном мире компьютеров, телевидения, мобильной связи, новейших средств лечения прежде неизлечимых болезней и т.д. В кульминации письма напоминается, что вмешательство разных церквей или межконфессиональных объединений в формирование учебных планов государственных школ противоречит Закону о свободе совести. Если государство в целом и МОН в частности не примут за основу такую – довольно умеренную – позицию и не предпримут мер по улучшению преподавания естественных дисциплин в школах и вузах, то неминуемыми следствиями такого невмешательства станут:

1. дальнейшая и необратимая деградация среднего и высшего образования в стране, возврат к Средневековью и принятие содержания церковных проповедей за истину в последней инстанции;

2. сведение на нет отечественной естественной науки и наукоемкой промышленности, в том числе ВПК, и окончательная деквалификация соответствующих производственных коллективов;

3. лавинообразный рост количества техногенных катастроф вследствие низкой квалификации обслуживающего персонала;

4. значительное ухудшение медицинского обслуживания и рост заболеваемости населения;

5. возникновение конфликтов между гражданами разных вероисповеданий, между ветвями разных православных церквей и т.п.;

6. эмиграция вольнодумцев, атеистически настроенных специалистов и религиозных диссидентов.

Так или иначе предмет «Основы христианской этики» уже в школе.

5.Так что делать или с какой стороны изучать религию?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, давайте, прежде всего определим следующие моменты:

1.Наши дети будут изучать религию, а это прежде всего – одна из форм общественного сознания – совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения.

2.Предмет называется «Религиоведение» – наука, занимающаяся изучением религий.

3.Если в наших школах предмет так и называется, то есть религиоведение. То естественно его должен преподавать религиовед – специалист по религиоведению.

На мой, субъективный взгляд, здесь, главным является разъяснение грани между религиоведением и теологией. Теология (богословие) – совокупность доктрин какой-нибудь религии. И ей (теологий), в какой она форме она не была, основной предмет, факультатив или кружок, школе не место. Уроки должны проходить в научно-познавательном темпе, давая только информацию о той или иной религии, нежели агитационно-призывного, характера.

Откровенно говоря, нашем с вами понятии почему то глубоко вошла одна привычка, а именно подглядывать в Европу. Так вот, во-первых, отсылка на Европу нерелевантна. 70 лет советской официальной атеистической идеологии сильно изменило отношение многих наших сограждан к религии и потому мы и сами по умолчанию стали атеистами, а так как Европу мы всегда считаем лучше себя, то и их считаем атеистами больше нашего. На самом же деле Европа гораздо более религиозна, чем нам кажется. В той же Германии, Христианская этика – совершенно обязательная школьная дисциплина, а в число налогов входит между прочими и отчисления на Церковь. Совсем недавно, в школах для детей из православных семей (а таких там много: русские, сербы, греки) начались курсы по Православию, а до этого были лишь по Католицизму и Евангелизму (Лютеранство). Этот предмет в Германии называется «Закон Божий», но, на самом деле на этих занятиях большей частью обсуждаются общие вопросы, связанные с их религиозной и культурной основами, даются сведения из сравнительного богословия и сведения о тех понятиях, на которой стоит их церковная жизнь.

Не стоит забывать что, как свидетельствует история, навязывание определенных конфессиональных взглядов никогда не приводило к положительным следствиям. Достаточно вспомнить, что значительная часть войн в мире возникала именно на религиозной почве. Казахстан – государство светское, и этот принцип закреплен в Конституции РК. Наша республика - не только многонациональное, но и многоконфессиональное общество, поэтому огромный нравственный потенциал религии, веротерпимость могут и должны играть в жизни общества консолидирующую роль, проводить идею межэтнического согласия. Большая заслуга по консолидации казахстанского общества принадлежит главе нашего государства Н.А.Назарбаеву, уделяющего, огромное внимание не только к дружбе народов Казахстана, но и межконфессионального согласия, призывая нас к толерантности и пониманию. Не случайно инициатором проведения Всемирного Конгресса духовного единения народов является Республика Казахстан.

Автор:
Галимурат ЖУКЕЛ, религиовед.