Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

Использование фото и видеоматериалов на уроках истории


25 декабря 2010, 07:41 | 1 926 просмотров



Учебные заведения в настоящее время имеют дело с детьми, у которых основной запас знаний сформирован не книгой, а экраном. Телевидение стало главным каналом информации и социальной, политической и экономической жизни, а также главным вектором культуры. Время, проводимое ребенком перед ТВ или видео, по продолжительности уже приблизилось или превосходит время, которое отводится на пребывание в школе. Социализация ребенка в большей степени происходит через СМИ: познание мира, других стран, всех категорий с которыми они сталкиваются так они входят в социум, в общество своей страны и мировое сообщество. Таким образом, отрицать влияние (положительное или отрицательное) на ребят таких инструментов СМИ, как телевидение, видео, компьютер, невозможно.

Учебная информация, которая передается ребенку в школе, занимает во всеобщем информационном потоке все менее значительное место. Поскольку прекратить или ограничить влияние СМИ на учащихся невозможно, нельзя спрятаться от этой социокультурной реальности, то необходимо сделать СМИ не соперником, а союзником учителя.

В этой связи особенно актуальной становится проблема использования в преподавании истории и обществознания информационных технологий. С появлением мультипроекторов в школах на экран можно вынести необходимую информацию в форме текста, видеофрагмента, схемы, таблицы, фотографии, используя звуковое сопровождение, где необходимо.

Информация, предоставленная в наглядной форме, является наиболее доступной для восприятия, усваивается легче и быстрее. Это не значит, что нужно весь процесс обучения перевести на видеопросмотры, но все же необходимо признать, что видеозаписи нами используется недостаточно.

При подготовке уроков с использованием видео необходимо определить форму активности учащихся до, во время и после просмотра. Перед демонстрацией целесообразно провести установочную беседу, направленную на восприятие фильма, в которой выделить наиболее важные моменты и проблемы, помочь войти в мир фильма и его героев.

Видео на уроке может выполнять разнообразные функции:

- выступать в качестве источника новых знаний;

- быть средством иллюстрации учебного материала;

- обобщение и систематизация знаний;

- служить зрительной или зрительно - слуховой опорой для последующей самостоятельной работы учащихся;

- использовать как вспомогательное средство при контроле знаний учащихся.

Можно рассмотреть эти функции на конкретных примерах.

Видео как иллюстрация учебного материала и зрительно - слуховая опора слов учителя: «Киноиллюстрирование слов учителя осуществляется двумя способами: по ходу изложения материала, фрагментарно, в сочетании с другими наглядными средствами. Это наиболее продуктивный способ, так как фильм теснейшим образом связан со словесным изложением материала урока». Например, описание статуи Зевса Олимпийского – сюжетом из видеофильма « Семь чудес света».

Видео как источник новых знаний. Это наиболее сложный прием работы, так как его эффективность во многом зависит от уровня подготовки класса и сформированности у учащихся навыка аудиовизуальной грамотности. Перед просмотром вполне уместна постановка проблемного задания. Зная видео ряд и текст диктора, учитель направляет поиск учащихся на соответствующий отбор фактов и обобщение. При этом ни в зрительном ряду, ни в дикторском тексте не должно быть готового ответа. Вопросы к будущему сюжету или фильму не должны быть узкими или привязанными к отдельным кадрам и эпизодам. Их число не долж-

но быть большим - лучше один или два. Уместным будет задание по составлению вопросов или написание конспекта. После просмотра учащимся целесообразно предложить высказать свое мнение и впечатление в форме исторического сочинения (тематического ли проблемного). Это способ выражения гражданских чувств, побуждаемых фильмом. Можно приготовить задания на сравнение содержания фильма и содержания соответствующего параграфа.

Компьютерные технологии в современном процессе обучения играют все более значимую роль. Презентации с использованием мультимедиа проектора позволяют усовершенствовать традиционные методы, в частности, объяснительно – иллюстративный метод.

При использование аудиовизуальных и мультимедийных средств учитель должен ориентироваться на личность ученика, на возможность каждого ученика в отдельности понять, осмыслить и объяснить определенную проблему, которая выдвигается учителем с помощью видеофильма, аудиозаписей или исторического документа. Это вызовет определенные трудности, так как не каждый ребенок может это сделать. Поэтому довольно эффективное в этом плане применение разных форм организации обучения, начиная от коллективной работы, работы в парах и группах к индивидуальному обучению, это дает учителю возможность дифференциации проблемы за уровнем развития учеников. Интерактивные технологии создают комфортные условия обучения, за которыми каждый ученик ощущает свою успеваемость и интеллектуальную возможность.

Внедрение интерактивной учебной деятельности ставит перед учителем следующие задачи:

- учитывать индивидуальные особенности каждого ученика;

- учить школьников сотрудничеству в выполнении групповых задач;

- формировать коммуникативные умения учеников;

- формировать рефлексивные компоненты учебной деятельности: планирование, анализ, контроль, оценку;

- стимулировать моральные переживания взаимного обучения.

Необходимость формирования исследовательских умений учеников актуализирует проб-

лему достоверности видео – аудио – фотоматериала, в том числе событий восстания 1916 года, гражданской войны, Великой Отечественной войны, событий середины ХХ века. В художественных фильмах очень часто можно увидеть неточную реконструкцию бытовых деталей, конкретных событий эпохи и т.д. Кроме того, продолжительность кинолент по времени и отсутствие в них учебной направленности дают возможность говорить о целесообразности их использования в учебном процессе и для решения воспитательных задач. Поэтому учитель должен перед применением видео материала тщательно его подготовить. Оптимальный хронометраж видеоматериалов на уроке должен составлять 15-20 минут. Для уроков разных типов и форм проведения целесообразно использовать разные виды видеоматериала: видеообъяснение, видеоиллюстрация, видеоподтверждение, видеотекст и т.п. Для каждого конкретного урока учитель должен тщательно отобрать тот видеоматериал, который отвечает цели, плану и структуре урока. Отобранный видеоматериал обязательно должен быть разделен на небольшие фрагменты, которые расположены в логической последовательности. Кроме новой учебной информации, каждый видеофрагмент имеет также и задачи, которые необходимо выполнить после получения информации (это может быть вопрос, задача и др.). После выполнения задачи учениками учитель анализирует, как оно выполнено. Следует помнить, что при утяжелении урока аудиовизуальными средствами теряется учебное содержание урока.

Предлагаю следующую работу с аудиовизуальными и мультимедийными средствами.

Компьютерная мультимедиа

Мультимедийные программы могут обеспечивать принципиально новое качество. Обмен информации между учеником и технической системой проходит в диалогической форме. Сама компьютерная технология обеспечивает новые возможности относительно организации параллельного обучения и контроля знаний, представляет реальную возможность практического внедрения индивидуального обучения. Мультимедийные материалы могут использоваться перед изучением учебного материала, как вступление к теме, как материал для самостоятельной обработки учебной информации, как средство контроля и самоконтроля качества и полноты знаний учеников.

Использование аудиовизуальных и мультимедийных средств является необходимым звеном в работе творческого учителя.

Автор:
Н.Н. АРХИТКО учитель истории СШГ №12, г. Талдыкоргана