Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

Увеличение тормозного пути, риск возникновения ДТП


15 декабря 2020, 08:06 | 813 просмотров



Объективные

  • Конструктивные параметры и состояние дороги
  • Интенсивность движения транспортных средств и пешеходов
  • Обустройство дорог сооружениями и средствами регулирования
  • Время года
  • Часы суток

Субъективные

  • Состояние водителей и пешеходов
  • Нарушение установленных правил водителями и пешеходами

Рисунок 1 - Роль факторов риска и их сочетаний в возникновении ДТП

Факторы:

А) Связанные с человеком (более профессионального плана; профессия-водитель):

  • Пригодность (личностные, психофизиологические качества, состояние здоровья)
  • Работоспособность (режим труда и отдыха, условия на рабочем месте, состояние здоровья, режим питания, употребление различных лечебных препаратов, образ жизни)
  • Подготовленность (наличие необходимого объёма знаний и навыков, приобретаемых в процессе профессионального обучения и в результате самообучения)
  • Мотивация (заинтересованность в безопасном процессе работы, результатах труда, удовлетворенность работой в целом)

Общего плана: 

  • Возраст(риск ДТП максимален до 25 лет и после 65)
  • Пол (женщины более осторожны, нерешительны, недооценивают свои возможности; мужчины  лучше справляются с опасными ситуациями, но чрезмерно самоуверенны и переоценивают свои возможности)
  • Опыт вождения(опасные периоды - первый год - отсутствие опыта; 5 лет (±2 года) - профессиональный автоматизм, снижение внимания, недооценка серьёзности возникающих нестандартных ситуаций)
  • Информированность (об общей статистике ДТП, периодах времени и участках дорожной сети с повышенным риском ДТП)
  • Опасные состояния(алкогольное опьянение - наиболее опасно при небольших дозах алкоголя; утомлениеусталостьмонотонияхроническиесердечно-сосудистые заболеваниядиабетпсихические заболевания и приём препаратов при них; низкий уровень интеллектанаркотики)

Б) Связанные с транспортным средством

  • Выбор способа передвижения(2 группы средств передвижения: 1 - высокий риск ранения и тяжесть последствий в результате ДТП - мотоцикл, пешеход, велосипед; 2 - значительно меньший риск ранения и тяжесть последствий в результате ДТП - водители и пассажиры транспортных средств)
  • Размеры и масса(риск гибели в ДТП уменьшается примерно в 2 раза на каждые 800 кг дополнительной массы автомобиля)
  • Мощность двигателя и скоростные характеристики(автомобили с высокой мощностью имеют риск ДТП выше на 15-20 % по сравнению с обычной мощностью при одинаковой массе автомобиля=>риск ДТП повышается с увеличением мощности двигателя)
  • Техническое состояние и оборудование транспортных средств (риск ДТП для грузовых автомобилей с техническими неисправностями возрастает на 60-70 % ; ужесточение требований по техническому состоянию автомобилей и конструктивной безопасности  позволяет сократить численность погибших в ДТП на 30 % *исслед. США*).

В) Связанные с дорогой

  • Тип дороги
  • Геометрические параметры(на дорогах с неоднородными условиями движения |крутые повороты, уклоны, чередующиеся с прямыми участками| относительное число ДТП выше по сравнению с дорогами, обеспечивающими плавные и спокойные условия движения)
  • Число пересечений и примыканий второстепенных дорог (с увеличением числа пересечений и примыканий на 1 км дороги число ДТП возрастает, поскольку возрастает вероятность неправильной оценки ситуации и возникновения ошибок водителей)
  • Обустройство перекрёстков (число пересекающихся дорог, доля транспортных средств, въезжающих с второстепенных дорог на главную, способ организации движения на перекрёстке, скоростной режим, техническая оснащённость перекрёстка, качество его содержания)
  • Скоростной режим (снижение средней скорости движения на перекрёстке ведёт к снижению числа ДТП с ранеными и числа ДТП с погибшими; и наоборот)

Г) Связанные с внешней средой

  • Тёмное время суток(в темное время суток относительное число ДТП примерно в 1,5-3,5 раза выше по сравнению со светлым временем - условия видимости хуже, может быть больше водителей в состоянии алкогольного опьянения, утомленных водителей)
  • Неблагоприятные погодные условия(во время осадков число ДТП увеличивается; если осадки затяжные, то водители адаптируются и число ДТП постепенно снижается)
  • Состояние дорожного покрытия(на скользком дорожном покрытии, сразу после наступления гололёда, риск возникновения ДТП возрастает, по мере адаптации водителей к сложным дорожным условиям, число ДТП постепенно снижается; негативно отражаются и неровности дорожного покрытия)
  • Перегруженность дороги транспортными средствами(движение в насыщенном транспортном потоке повышает число ошибок участников дорожного движения, конфликтных ситуаций, что приводит к росту числа ДТП)

Проведение дорожно-ремонтных работ (создает  препятствие для плавного движения транспортного потока, ограничивает пропускную способность дороги => может возникать перегруженность дороги).

Автор:
Ж.Е. Ерназарова, преподаватель специальных дисциплин. Р.Р. Илиев, мастер производственного обучения. ТКПИ и НТ