Объективные
- Конструктивные параметры и состояние дороги
- Интенсивность движения транспортных средств и пешеходов
- Обустройство дорог сооружениями и средствами регулирования
- Время года
- Часы суток
Субъективные
- Состояние водителей и пешеходов
- Нарушение установленных правил водителями и пешеходами
Рисунок 1 - Роль факторов риска и их сочетаний в возникновении ДТП
Факторы:
А) Связанные с человеком (более профессионального плана; профессия-водитель):
- Пригодность (личностные, психофизиологические качества, состояние здоровья)
- Работоспособность (режим труда и отдыха, условия на рабочем месте, состояние здоровья, режим питания, употребление различных лечебных препаратов, образ жизни)
- Подготовленность (наличие необходимого объёма знаний и навыков, приобретаемых в процессе профессионального обучения и в результате самообучения)
- Мотивация (заинтересованность в безопасном процессе работы, результатах труда, удовлетворенность работой в целом)
Общего плана:
- Возраст(риск ДТП максимален до 25 лет и после 65)
- Пол (женщины более осторожны, нерешительны, недооценивают свои возможности; мужчины лучше справляются с опасными ситуациями, но чрезмерно самоуверенны и переоценивают свои возможности)
- Опыт вождения(опасные периоды - первый год - отсутствие опыта; 5 лет (±2 года) - профессиональный автоматизм, снижение внимания, недооценка серьёзности возникающих нестандартных ситуаций)
- Информированность (об общей статистике ДТП, периодах времени и участках дорожной сети с повышенным риском ДТП)
- Опасные состояния(алкогольное опьянение - наиболее опасно при небольших дозах алкоголя; утомление, усталость; монотония; хронические, сердечно-сосудистые заболевания, диабет, психические заболевания и приём препаратов при них; низкий уровень интеллекта; наркотики)
Б) Связанные с транспортным средством
- Выбор способа передвижения(2 группы средств передвижения: 1 - высокий риск ранения и тяжесть последствий в результате ДТП - мотоцикл, пешеход, велосипед; 2 - значительно меньший риск ранения и тяжесть последствий в результате ДТП - водители и пассажиры транспортных средств)
- Размеры и масса(риск гибели в ДТП уменьшается примерно в 2 раза на каждые 800 кг дополнительной массы автомобиля)
- Мощность двигателя и скоростные характеристики(автомобили с высокой мощностью имеют риск ДТП выше на 15-20 % по сравнению с обычной мощностью при одинаковой массе автомобиля=>риск ДТП повышается с увеличением мощности двигателя)
- Техническое состояние и оборудование транспортных средств (риск ДТП для грузовых автомобилей с техническими неисправностями возрастает на 60-70 % ; ужесточение требований по техническому состоянию автомобилей и конструктивной безопасности позволяет сократить численность погибших в ДТП на 30 % *исслед. США*).
В) Связанные с дорогой
- Тип дороги
- Геометрические параметры(на дорогах с неоднородными условиями движения |крутые повороты, уклоны, чередующиеся с прямыми участками| относительное число ДТП выше по сравнению с дорогами, обеспечивающими плавные и спокойные условия движения)
- Число пересечений и примыканий второстепенных дорог (с увеличением числа пересечений и примыканий на 1 км дороги число ДТП возрастает, поскольку возрастает вероятность неправильной оценки ситуации и возникновения ошибок водителей)
- Обустройство перекрёстков (число пересекающихся дорог, доля транспортных средств, въезжающих с второстепенных дорог на главную, способ организации движения на перекрёстке, скоростной режим, техническая оснащённость перекрёстка, качество его содержания)
- Скоростной режим (снижение средней скорости движения на перекрёстке ведёт к снижению числа ДТП с ранеными и числа ДТП с погибшими; и наоборот)
Г) Связанные с внешней средой
- Тёмное время суток(в темное время суток относительное число ДТП примерно в 1,5-3,5 раза выше по сравнению со светлым временем - условия видимости хуже, может быть больше водителей в состоянии алкогольного опьянения, утомленных водителей)
- Неблагоприятные погодные условия(во время осадков число ДТП увеличивается; если осадки затяжные, то водители адаптируются и число ДТП постепенно снижается)
- Состояние дорожного покрытия(на скользком дорожном покрытии, сразу после наступления гололёда, риск возникновения ДТП возрастает, по мере адаптации водителей к сложным дорожным условиям, число ДТП постепенно снижается; негативно отражаются и неровности дорожного покрытия)
- Перегруженность дороги транспортными средствами(движение в насыщенном транспортном потоке повышает число ошибок участников дорожного движения, конфликтных ситуаций, что приводит к росту числа ДТП)
Проведение дорожно-ремонтных работ (создает препятствие для плавного движения транспортного потока, ограничивает пропускную способность дороги => может возникать перегруженность дороги).