Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ, МЕТОД ПРОЕКТОВ, ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА) НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА


26 февраля 2021, 08:54 | 424 просмотра



 Технология обучения в сотрудничестве базируется на идее взаимодействия учащихся в группе, идеи взаимного обучения, при котором учащиеся берут на себя не только индивидуальную, но и коллективную ответственность за решение учебных задач, помогают друг другу и несут коллективную ответственность за успехи каждого ученика.

В отличие от фронтального и индивидуального обучения, в условиях которого ученик встает индивидуальным субъектом, который отвечает только «за себя», за свои успехи и неудачи, то при обучении в сотрудничестве создаются условия для взаимодействия и сотрудничества в системе «ученик — учитель — группа» и происходит актуализации коллективного субъекта учебной деятельности. Общими усилиями решают поставленную проблему, сильные ученики помогают слабым ребятам успешно преодолеть задачи. Общей идеей обучения в сотрудничестве является сочетание в одной группе как сильных, так и слабых учеников, однако оценка за выполненное задание ставится одна на группу. Самостоятельная работа ученика становится частью коллективной деятельности. Члены группы обмениваются полученной информацией. Каждый из них является как бы экспертом в своем вопросе. Итак, единственным способом познакомиться с информацией — это слушать друг друга, задавать вопросы, делать записи. Каждый заинтересован в том, чтобы партнеры знали все то же, что и он, поскольку от этого зависит результат. В пределах обучения в сотрудничестве следует выделить метод позитивного обучения в динамичных парах. Данный вид деятельности позволяет всем учащимся высказать свою точку зрения и способствует развитию критического мышления, умения оценивать себя. При этом при такой организации учебного процесса учащиеся не могут избежать выполнения заданий, поскольку каждый выступает своего рода «знатоком» определенного правила и разрабатывает несколько заданий к нему. После этого ученика объединяются в пары (мини-группы) и задают друг другу подготовленные заданий о своем правиле, оценивая при этом ответы товарища. Затем происходит обмен партнерами по общению. Подобной к вышеописанной технологии является технология сотрудничества, такая как «Ажурная пилка». Ученики объединяются в несколько групп. Каждая группа получает индивидуальный пакет информации по конкретному правилу (например, при обобщении и систематизации знаний по теме «Написание не- с разными частями речи». Каждая группа получает комплект правил по данному правилу касательно одной части речи (написание не- с именами существительными, написание не- с глаголами и №01 (99), ақпан 2021 жыл 37 т.д.), а каждый ученик дополнительно получает карточку желтого, зеленого, синего или красного цвета. Проработав материал в «домашней» группе, ученики расходятся по группам в соответствии с цветом своей карты. Таким образом, в каждой из групп оказываются ученики, обладающие информацией о правописании не- с какой-либо частью речи. Школьники поочередно выслушивают друг друга, получая сведения о правилах. Далее ученики возвращаются в «домашние группы», делятся полученной информацией, помогают друг другу выяснить непонятные моменты. После выполнения задания проводится рефлексия (в виде обсуждения работы в группах: над какой задачей работала группа; которую информация была получена после работы в «цветной» группе, какие существуют чередование согласных и т.д.). При технологиях коллективно-группового обучения главной становится одновременная совместная (фронтальная) работа. Одной из форм общего обсуждения является технология «Микрофон», позволяющая каждому по очереди высказать свое мнение или дать ответ на вопрос учителя или другого ученика. Передавая друг другу импровизированный «микрофон» (им может служить ручка, карандаш, линейка), учащиеся по очереди высказываются по поводу определенной ситуации. При этом говорить может только тот человек, у которого в руках «микрофон». Формулировать мысли необходимо быстро и лаконично (не более одной минуты). Ответ не комментируется, не оценивается, лишь в конце обсуждения учитель делает общий вывод. Рассмотрим детальнее особенности проектной технологии, являющейся весьма эффективной при организации педагогического процесса и построенной при учете коммуникативно-деятельного и личностноориентированного подходов. Проектная технология формирует позитивную мотивацию у учеников, активизирует их познавательную деятельность. Проект дает возможность учащимся мыслить, решать проблемы, раздумывать над возможными путями решения задач. Таким образом, метод проектов позволяет превратить урок в дискуссионный, исследовательский клуб. Метод проектов всегда ориентируется на самостоятельную работу учащихся, независимо от того, эта работа будет выполняться в парах или в мини-группах (3-4 человека) или в группах до 10 человек. Использование проектов на занятиях русскому языку обусловлено рядом причин. Во-первых, работа над проектом предполагает поиск необходимой информации, а значит, способствует обогащению знаний по теме, во-вторых, учащиеся получают возможность выразить свою собственную точку зрения на данную проблему, а это свидетельствует о продуктивном характере проектной работы. В-третьих, такая форма работы способствует развитию самостоятельности и ответственности, а в-четвертых, метод проектов предполагает решение определенной проблемы. Если это теоретическая проблема, ученики в результате проведенной работы получают конкретное ее решение, если практическая — то конкретный результат, готовый к применению. Технология проектного обучения позволяет получить углубленные знания по определенным темам, развивает творческую самостоятельность, формирует интерес к учебной деятельности. Роль учителя — создать для учеников условия для успешной реализации проекта, то есть педагог не ставит целью вложить в головы уже проработанные научные факты, а пытается развивать вкус к поисковой, исследовательской деятельности. В начальной школе можно предложить исполнение проектных работ по теме «Алфавит». Ученики изображают алфавит в разнообразных формах: в виде дома, самолета, черепахи, ежика и т.д. Существуют разные классификации проектов: по предметно-смысловой сфере (монопроекты, междупредметные проекты), по количеству участников (индивидуальные, парные, групповые), по длительности, по объекту проектирования (экзистенциальные, социальные), по доминирующей деятельности (исследовательские, творческие, ролевые, игровые, информационные проекты). Использование каждого конкретного вида проектов обуславливается целью. Так, информационный проект подойдет, если необходимо развивать навыки анализа текстов, проверять информацию из различных источников. Информационный проект предполагает собирание, оформление и представление информации. Результатом информационных проектов будут сравнительные таблицы, схемы, графики, брошюры. Темами информационных проектов могут служить те вопросы, которые требуют накопления информации (например, этимологические исследования, рассмотрения происхождения фразеологизмов, сравнения правописания прилагательных слитно, отдельно и через дефис и т.д.). Прикладные проекты направлены на совершенствование практических умений и навыков учеников, на развитие деятельной компетенции. Можно попросить школьников создать словарь фразеологизмов, раздаточный материал по определенной теме. Сюда же относят составление кроссвордов на основе правила, которое изучается (например, слова с мягким или твердым знаком). Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу мето¬дов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком чётко по¬ставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебнопознавательной направлен¬ностью. Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким ос¬новным направлениям: Орыс тілі мен әдебиеті 38 - дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи: - учебная деятельность подчиняется правилам игры; - учебный материал используется в качестве её средства. В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; - успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым ре¬зультатом.

Педагогические игры имеют следующую классификацию:

❖ По виду деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные и пси¬хологические;

❖ По характеру педагогического процесса: 1. обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; 2. познавательные, воспитательные, развивающие; 3. репродуктивные, продуктивные, творческие; 4. коммуникативные, диагностические, профориентационные и др.:

❖ По характеру игровой методики игры бывают: предметные, ролевые, имитационные и т. д.;

❖ По игровой среде: с предметами, без предметов, компьютерные и с ТСО, комнатные и др.

При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих усло¬вий: 1) соответствие игры учебно - воспитательным целям урока;

 2) доступность для учащихся данного возраста;

 3) умеренность в использовании игр на уроках.

Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий:

1) ролевые игры на уроке; 2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН);

3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбо¬ра и т.д.);

4) использование игры на определённом этапе урока (начато, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);

5) различные виды внеклассной работы по предмету :КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.

 Список литературы 1. Волынка М.В. Инновации и предпринимательство: соотношение понятий // Закон. — 2006. — № 4 — С. 31—35. 2. Демкин В.П. Инновационные технологии в образовании. Томск: Изд-во Томск. Ун-та, — 2007. — Вып. 2. — С. 22—29. 3. Интерактивные технологии в образовании// учебно-методический комплекс// Российский государственный гуманитарный университет. — Москва, 2005. — 21с. 4. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 3. Проблемные уроки. Р/Д, 2006. 5. Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент. М.: Юнити-Д., 2010. — С. 5—9.

Автор:
Гульшат Есимова, учитель русского языка и литературы, СШ №6 им.А.С.Макаренко, г.Талдыкорган