Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

Абдрахман Найзабеков: Вузы стремятся дышать в унисон с работодателями, а где-то даже и опережать их


4 марта 2021, 07:23 | 725 просмотров



Что дает академическая свобода вузам? Как подготовить образовательную программу, соответствующую требованиям времени? Какие новые профессии востребованы в горнодобывающей промышленности? На эти и другие вопросы ответил председатель Правления – ректор НАО «Рудненский индустриальный институт», д.т.н., профессор, академик Абдрахман Найзабеков.

 Абдрахман Батырбекович, каким требованиям, на Ваш взгляд, должна отвечать образовательная программа?

– Подготовка образовательной программы – это достаточно сложный и в то же время очень интересный вопрос для образовательного поля. Вузы отходят от старых стереотипов, используют инновационные подходы, изучают зарубежный опыт, стремятся дышать в унисон с работодателями, а где-то даже и опережать их. Образовательные программы должны максимально отвечать требованиям сегодняшнего дня.

Несомненно, большую помощь в данном процессе оказывает Атлас новых профессий, в котором приведены компетенции, необходимые специалистам, которые будут востребованы на рынке труда в будущем.

Образовательные программы разрабатываются с учетом требований Государственного общеобязательного стандарта высшего образования (ГОСО), отраслевых рамок квалификации и профессиональных стандартов. Структура образовательной программы, приведенная в ГОСО, включает обязательный компонент. Обязательные дисциплины (Современная история Казахстана, Философия, Иностранный язык, Казахский/русский язык, Информационно-коммуникационные технологии (на английском языке) и др.) входят в цикл общеобразовательных дисциплин.

Циклы базовых и профилирующих дисциплин состоят из вузовского компонента и (или) компонента по выбору. Наполняемость этих циклов определяется вузом самостоятельно. Также вуз определяет дополнительные виды обучения. Кроме того, студенты должны пройти профессиональную практику и итоговую аттестацию, требования к которым отражены в ГОСО.

 Какие профессии сегодня востребованы на рынке труда, и каким новым специальностям вы обучаете  студентов вуза?

– Мультидисциплинарность – одно из конкурентных преимуществ в перспективном периоде. В промышленности возникает потребность в сотрудниках с взаимосвязанными компетенциями, позволяющими проектировать и адаптировать новые продукты, проводить маркетинг и организовывать процессы производства. Мы  в Рудненском индустриальном институте в результате проведенных исследований текущих и будущих потребностей рынка труда уже определили для себя профессии, на которые будем делать ставку в будущем. Начата подготовка новых образовательных программ по таким профессиям, как системный горный инженер, BIM-менеджер-проектировщик, архитектор информационных систем, IT-аудитор, энергоаудитор, архитектор интеллектуальных систем управления, инженер-композитчик и др.

Большое значение  в проводимой работе имеет  четкое понимание перспектив трудоустройства выпускников данной образовательной программы. Мы проводим анализ рынка подготовки кадров, изучаем конкурентов, проводим идентификацию своих конкурентных преимуществ, а также оцениваем собственные возможности и обеспеченность кадровыми, материально-техническими, информационными, финансовыми и др. ресурсами.

 При подготовке каких специалистов отраслей промышленности особенно важна тесная связь науки с производством? Какая работа ведется в этом направлении?

– Мы понимаем, что подготовка кадров технического профиля должна проводиться в тесном взаимодействии с промышленными предприятиями, являющимися лидерами в отрасли. В настоящее время существующая законодательная база и академическая свобода вузов Казахстана позволяют инициировать широкий спектр механизмов взаимодействия с работодателями. Обсуждение в рабочих группах, проведение круглых столов, участие работодателей в оценке образовательных программ, подготовка экспертных заключений – это только незначительная часть той работы, которую мы проводим на этапе разработки каждой образовательной программы.

В настоящее время на первый план выходит подготовка интегрированных образовательных программ, находящихся на стыке нескольких отраслей. Например, во все образовательные программы технического профиля мы включаем курсы, направленные на повышение цифровой грамотности студентов (Программирование, Большие данные, Информационная безопасность и др.). Программы подготовки кадров ориентированы как на промышленность, так и на малый и средний бизнес.

– Что дала академическая свобода вузам, и как в связи с этим изменилась траектория подготовки кадров?

– Мы все ближе подходим  к необходимости внедрения   модели Маjor-Minor, обеспечивающей индивидуальные траектории студентов с гибкой настройкой под запросы рынка труда, формирование прикладных и исследовательских компетенций, развитие проектных форм обучения. Мы рассматриваем  возможность предоставления студентам выбора защиты собственного технологического стартапа вместо традиционной защиты дипломных проектов (работ). При этом не стоит забывать и о необходимости развития у студентов так называемого дизайн-мышления, которое во многом определяет системный подход к решению проблем и развивает культуру инноваций.

Акцент сделан и на включение в образовательные программы курсов, направленных на изучение принципов зеленой экономики и бережливого производства. Обучающиеся получают комплексные знания о роли зеленой экономики в современном мире, правовых основах создания и функционирования  зеленой экономики в Республике Казахстан, прежде всего, в контексте защиты окружающей среды, развития энерго- и ресурсосбережения, повышения энергетической эффективности, применения в хозяйственной и иной деятельности  инновационных технологий.

 Как Вы считаете, какими компетенциями должен обладать современный специалист?

– Подготовка кадров зависит от качества образовательных программ, которые по своей сути являются «живым» документом, предполагающим в дальнейшем мониторинг, оценку, корректировку и ревизию. Помощь в этом оказывают наши работодатели.

Третий год подряд для студентов технических специальностей Рудненского индустриального института проводят лекции директора подразделений Соколовско-Сарбайского горно-обогатительного производственного объединения (АО «ССГПО»). Мы совместно реализуем проект «Первые руководители – студентам».  Руководители подразделений рассказывают студентам о передовых технологиях и методах работы, применяемых в горнодобывающей отрасли. Все, о чем говорят специалисты предприятия в аудиториях, студенты затем видят во время прохождения профессиональной практики на предприятии. Студенты из первых уст узнают о новом оборудовании и программном обеспечении, установленном на предприятии, и приобретают компетенции, необходимые современному специалисту. Студенты проходят стажировку на предприятиях, направленную на закрепление теоретических знаний, полученных в процессе обучения. На производстве они приобретают практические навыки и компетенции с перспективой трудоустройства на предприятии после окончания вуза.

 Проводите ли вы научные исследования совместно с горнодобывающими предприятиями, работодателями?

–  Сотрудничество с работодателями,  корпоративными партнерами института, включает внедрение элементов дуального обучения в учебный процесс, что позволяет студентам выполнять комплексные лабораторные работы в подразделениях предприятий и полностью погрузиться в технологический процесс.

Подготовка студентами курсовых и дипломных проектов (работ) с учетом проблемно-ориентированной информации, представленной промышленными предприятиями, а также последующая их защита на предприятиях ведется с участием первых руководителей и ведущих специалистов.

Проводятся совместные научные исследования с привлечением преподавателей и студентов института. Преподаватели института проходят стажировку на предприятиях.

У нас много кейсов по опыту данного сотрудничества с предприятиями региона. Так, например, ежегодно проводится защита дипломных проектов (работ) студентов вуза на базе Учебного центра подготовки кадров АО «ССГПО». Перед авторитетной комиссией, состоящей из первых руководителей АО «ССГПО» и Рудненского индустриального института, студенты - выпускники представляют результаты своих дипломных проектов (работ) и получают приоритетную возможность трудоустройства на данном предприятии.

 Мы знаем, что при институте работают экспертные советы по аккредитации практических навыков студентов. Какую задачу они выполняют?

– С целью подготовки к внедрению системы сертификации по регулируемым профессиям, отраженной в Государственной программе развития образования и науки Республики Казахстан на 2020 - 2025 годы, мы создали экспертные советы по аккредитации практических навыков студентов. Первый такой совет был создан совместно с АО «ССГПО», в его состав вошли ведущие специалисты предприятия и преподаватели РИИ.  Его основная задача – отбор студентов для внесения в базу резервистов АО «ССГПО», корректировка образовательных программ по техническим специальностям вуза.

Аккредитация проводится в три этапа: тест на определение уровня IQ, компьютерное тестирование и собеседование. По завершении третьего этапа,  если  набран необходимый уровень баллов, участники получают сертификаты. Студенты имеют возможность пройти аккредитацию в период зимних и летних каникул, кроме того, набранные баллы накапливаются. Данный документ является определяющим при поступлении на работу в АО «ССГПО», так как он показывает высокий уровень компетенций молодого специалиста. За время работы аккредитацию практических навыков прошли более 120 студентов института. Аналогичные экспертные советы созданы совместно и с другими предприятиями региона.

 При подготовке кадров особое внимание должно быть уделено материально-техническому оснащению вуза. Насколько учебное оборудование, имеющееся в вузе, соответствует требованиям времени?

– Сформировать новые профессиональные компетенции для Индустрии 4.0 возможно только при условии постоянного пополнения материально-технической базы вузов за счет приобретения современного учебно-научного оборудования и программного обеспечения. Работа студентов с современным учебно-научным оборудованием и программное обеспечение позволяет существенно повысить конкурентоспособность выпускников нашего института, так как они сразу включаются в производственный процесс и без дополнительного обучения или прохождения курсов повышения квалификации интегрируют данное оборудование и программное обеспечение в существующие процессы и системы предприятия.  Работа с современным программным обеспечением позволяет студентам приобрести навыки владения современными программными продуктами, с которыми работают специалисты крупнейших предприятий, что существенно сокращает период адаптации выпускников вуза на предприятии.

Работодатели отдают предпочтение выпускникам, которые имеют рабочую специальность. Их в первую очередь интересуют инженеры, владеющие полным набором взаимосвязанных компетенций.

Таким образом, можно констатировать, что подготовка образовательной программы – это сложный и всеобъемлющий процесс, задачей которого является минимизация разрыва между профессиональными и образовательными стандартами. Главным критерием успешности образовательной программы является уровень трудоустройства выпускников. И такой подход уже приносит свои дивиденды в виде высокого процента трудоустройства студентов нашего института, в среднем 95-97%.  Мы держим руку на пульсе, поэтому выпускники Рудненского индустриального института востребованы и компетентны на рынке труда.

 Спасибо, Абдрахман Батырбекович, за интервью. Успехов Вам и вашим студентам!