Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

Повышение качества знаний в начальных классах в новых Условиях


21 января 2011, 07:40 | 1 767 просмотров



Эффективность реформ, проводимых с целью повышения качества и доступности образования во многом зависит от степени использования, объективных данных, полученных в рамках использований результатов образования. Усиленное обучение в начальных классах в настоящее время зависит во многом от того насколько правильно и быстро овладевает каждый учитель основными идеями новых программ, усваивает суть тех изменений, которые существенно влияют на организацию, содержание и характер работы учащихся в новых условиях.

Изменения в содержании образования, в системе и в методах обучения в современных условиях, таких, как органические сочетание обучения и воспитание, усвоение знаний и развитие познавательных способностей учащихся, повышение теоретического уровня оценки и содержание уровня образования и формирование умений применять знание на практике, выработка необходимых для этого навыков. Реализация этих принципов повлекла за собой заметные изменения в традиционной методической системе. Переход на работу по новым методам не снимает задачи формирования у учащихся традиционной системы основных навыков и умений, но включает многие дополнительные требования.

Что же такое качество вообще? Качество- это совокупность существенных признаков, свойств, особенностей, отмечающих предмет или явление от других, придающих ему определенность. И второе: Качество – это то или иное свойство, признак, определяющий достойнство чего-либо.

Качество образования – категория социальная и следует рассматривать как качество результата образовательного процесса и как качество самого образовательного процесса условий его протекания.

Каждый учитель начальных классов достаточно хорошо должен понимать, что цель современного образовательного процесса – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности, гражданина своей страны, способный к социальной адаптации в обществе. Пользу своей Родине, обществу могут принести прежде всего широко образованные люди, творческие личности с инновационным мышлением, умеющие проявить и применить свои знания и способности, выдвигать оригинальные идеи, находить выход и решение в нестандартной ситуации.

Ежедневно, готовясь на каждый урок, работая над вышеизложенными целями я сталкиваюсь с главной задачей: как же все-таки повысить качество знаний всех учащихся, сидящих в классе? Ведь 20 учащихся в классе, это 20 характеров, 20 совершенно не похожих друг на друга личностей, 20 рассуждений, и 20 мнений. Я считаю главной своей миссией – обеспечить, создать в классе, в коллективе благоприятный климат для каждого ученика, а это значит, чтобы он шел в школу с огромным желанием, с хорошим настроением, с верой в учителя и в самого себя. Для меня очень важно видеть на уроке глаза ученика. Если они у него «светятся», «горят» и он тянет руку вверх и с нетерпением кричит:

« Можно я!», «Можно я докажу!», «Можно я помогу!», значит у такого ребенка есть свое «Я», своя индивидуальность, свое мнение, свое решение. И что немаловажно, он не боится высказать свои мысли, выставить их на обсуждение, выслушать мнение товарищей.

Никогда нельзя говорить ученикам, что он задал глупый, ненужный вопрос.

Ведь путь к знаниям начинается с вопроса: «Почему?», «Зачем?», «Как?».

Поэтому положительный психологический климат в классе рождает в каждом ребенке стремление работать, получить нужные ему знания. Он чувствует поддержку учителя, сооклассников, он работает в команде, где чувствует себя нужным. Немаловажная роль отводится учителю.

Поэтому в концепции развития образования Республики Казахстан на 2004-2015 годы подчеркнута необходимость введения компететностного подхода в образовании, потому что он предполагает не простую трансляцию знаний, умений и навыков от учителя к учащимся, а формирование у педагогов профессиональной компетентности. Особое внимание совершенствованию содержания профессиональной подготовки будущих специалистов уделено в Законе РК «Об оразовании», где наряду с главной задачей системы образования, выделены и приоритетные задачи: « внедрение новых технологии обучения, информатизация образования, выход на международные коммуникационные сети; подготовка квалифицированных специалистов, конкурент-

оспособных на рынке труда, переподготовка и повышение их квалификации».

Учитель должен быть специалистом-профессионалом, прекрасно знающим свое дело, своих учеников, владеющим современными психологическими знаниями об учащихся, быть информационно грамотным, современный учитель с новыми взглядами на образование должен стремиться развивать у ученика во-первых потребность в учебной деятельности.

Уже в начальном звене ребенок должен осознавать, что, только развивая свои способности, дополняя полученные знания в профессиональных учебных заведениях, в ВУЗах, он может твердо стоять на ногах в самостоятельной жизни.

Во-вторых: научить учиться, то есть ученик сам должен уметь находить информацию и работать с нею, а для этого он должен уметь общаться. Сейчас почти каждый учитель «технологизирует» учебный процесс, что позволяет ему обеспечить личностный подход к ребенку через индивидуализацию и дифферен циацию обучения. Лишний раз в своей работе я убеждаюсь, что использование педагогических технологии повышает результативность обучения, а именно позволяет за меньший промежуток времени выполнить большое количество заданий. А это уменьшает перегрузки учащихся, стабилизирует их работоспособность и утомляемость, снижает заболеваемость и повышает результативность обучения , то есть приводит к качеству образования.

Автор:
Р.З.ДЮСЕМБЕКОВА, СШЛ им.Н.Островского, г.Саркан