Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

О работе учителей-исследователей русского языка и литературы «Лингвисты»


24 мая 2021, 06:14 | 801 просмотр


Во втором полугодии 2020-2021 года администрация СШГ №14, в лице директора Сансызбаевой Ж.Т., предложила участие в проекте в рамках города Талдыкорган по «Исследованию в действии». Были созданы 7 фокус-групп по основным предметам из учителей разных школ. Этот проект носил характер взаимообучения и передачи опыта. Целью данного эксперимента стало вовлечение всех учащихся в образовательный процесс и мониторинг полученных данных о работе учащихся в режиме онлайн и офлайн.

В состав творческой группы «Лингвисты» вошли учителя-исследователи:

  1. Сомова Е.В. СШГ №14
  2. Денисова С.А. СШГ №1 им. Абая
  3. Лупанова С.В. СШ №4 им. Горького
  4. Тиналиева А.Л.СШГ №16

В период с 1 февраля по 20 апреля 2021 года фокус-группа учителей русского языка и литературы города Талдыкорган провела большую работу по «Исследованию в действии» учащихся 9-х классов из четырёх школ города в традиционной (с ограничением групп до 15 человек) и дистанционной форме обучения (онлайн).

Реализация общеобразовательных программ осуществлялась фокус-группой в соответствии с государственными образовательными стандартами и с учетом примерных основных образовательных программ, с применением электронного обучения и дистанционных технологий.

В своей работе мы практиковали смешанную форму обучения офлайн и онлайн. При обучении и выполнении заданий использовали электронные учебники, почту, различные мессенджеры и образовательные платформы: Кundelik, ОnlineМektep -BilimLand, Google-klassroom.

Данные онлайн-ресурсы позволяют воспользоваться методическим материалом платформы или создать свои уроки, тесты, контрольные формативные и суммативные работы. Не ко всем классам можно применить материал, который есть в Интернете, так как у учащихся разные умственные способности, скорость мышления, уровень мотивации и самоконтроля, поэтому сложные темы выстраивались педагогами с учетом дифференцированного подхода.

В рамках выполнения составленной программы, фокус-группа проводила уроки, чередуя применение двух режимов: синхронного, асинхронного. Асинхронный режим позволил    учащимся при уменьшенном объёме закрепляемого материала, самостоятельно выбрать время и темп знакомства с заданиями. Но запоминаемость и усвоение данного учебного объёма, как показал анализ исследования, был гораздо выше при традиционном обучении, чем в онлайн- режиме. Мы считаем, что на это влияют многие факторы:

  • технические возможности гаджетов;
  • слабый интернет или полное его отсутствие;
  • бытовые условия;
  • социальные условия (отсутствие зарплаты, малообеспеченность).

На первом этапе при обучении офлайн школьники получали индивидуальные задания по учебнику и тетрадям на печатной основе, а обратную связь и формативную оценку непосредственно на уроке.

На втором этапе, при обучении онлайн, уроки проводились в разных форматах на нескольких образовательных площадках, в телефонном режиме, при помощи ZOOM, WhatsAp, куда отсылались текстовые, видео, аудио файлы с объяснением нового материала и подробными консультациями по предмету. На уроках обсуждалась актуальная информация, при помощи быстрой обратной связи с учащимися: фото, аудио и видеоотчетов по телефону и компьютеру. Также дети выполняли самостоятельные задания в Интернете и просматривали обучающие видеоролики и онлайн-уроки по текущим темам.

Учителя работали в удобном для них формате, что является оптимальным вариантом организации дистанционного обучения. Фокус - группой были разработаны конспекты уроков по русской литературе, ориентированные на привлечение внимания всех учащихся и вовлечения их в образовательный процесс. Это наиболее трудоемкий вариант, так как для каждого следующего занятия нам нужно было выбирать одну из форм работы, позволяющую отследить уровень вовлечённости учеников на всех этапах урока.

Несмотря на то, что КСП был одинаковым, каждый учитель внёс свою изюминку, адаптировав учебный материал под конкретный класс, в связи с чем уроки получились непохожими друг на друга, но результат, заявленный в целях нашего исследования, был достигнут.

Мониторинг показал, что использование данной стратегии повышает интерес учащихся к уроку и увеличивает общий процент вовлечённости школьников в образовательный процесс, а также даёт педагогу возможность дифферинцировать классную и домашнюю работу детей.

Контроль усвоения полученного учебного материала выполнялся при помощи онлайн-тестов, учебных заданий платформы ОnlineМektep – BilimLand, Кundelik, самостоятельно составленных старшеклассниками опросников и итоговой формативной оценки учителя с последующим выставлением в электронный журнал.

Одна из актуальных на сегодняшний день методик «Исследование в действии» позволяет специалистам-практикам анализировать, размышлять и разрешать школьные проблемы. Данная форма исследования по сути своей является не столько «про» образование, сколько «для» него. В этой связи, исследование в действии школьных учителей представляет собой их вовлечение в процесс саморефлексивного исследования собственной практики в целях более углубленного ее понимания и дальнейшего совершенствования. Усилия участников исследования направлены на переосмысление существующей школьной практики, посредством непрерывного выявления проблем, сбора данных, их анализа и на его основе – практических действий.

Подводя итог проделанной работе, можно с уверенностью сказать, что методы критического мышления, использованные на уроках, дают возможность сохранить живое общение учителя с учеником, обеспечить непрерывность образовательного процесса, делиться опытом с коллегами и пополнять собственную методическую копилку.

Мы очень надеемся на взаимодействие с учителями не только нашего города, но и всей Алматинской области. Приглашаем творчески работающих учителей к участию в проекте. Благодарим за поддержку администрацию школ №14,№1,№4 и №16 города Талдыкорган.

http://14-taldyk.mektebi.kz/, пишите на адрес нашей школы, ждем вас, уважаемые коллеги.

Е.В. Сомова, учитель-исследователь СШГ №14,

С.А. Денисова, учитель-исследователь СШГ №1им. Абая

С.В. Лупанова, учитель-исследователь СШ №4 им. Горького

А. Л. Тиналиева, учитель-исследователь СШГ №16