Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

Интерактивные методы на уроках русского языка и литературы


25 марта 2011, 07:35 | 1 941 просмотр


Что позволяет интерактивный урок?

Это прежде всего высокая мобильность.

Интерактивные: От англ. (inter - «между»; act – «действие»), таким образом дословный перевод обозначает интерактивные методы – позволяющие учится взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение – обучение построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Эти методы наиболее соответствуют личностоориентированному подходу, так как они предполагают со-обучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, фасилитатора, создателя условий для инициативы учащихся.

Кроме того, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого учащегося, причем не только учебному, школьному. Новое знание, умение формируется на основе такого опыта.

Место пассивных, активных и интерактивных методов также хорошо иллюстрирует так называемая «таксономия Блума» - таблица уровней и целей обучения и развития познавательных навыков, разработанная группой американских психологов и педагогов под руководством профессора Бенджамина Блума. Термин «таксономия» означает систематизацию объектов по определенным критериям с целью создания определенной последовательности (иерархии). Блум предложил иерархию учебных целей по их сложности. Таблица используется учителями практиками, и показывает, что уровень знаний (информации) является лишь начальным этапом в обучении (хотя и обязательным, базовым) Обучение должно продолжаться дальше, и педагог должен ставить перед собой и другие цели.

Проанализировав таблицу, становится ясным, что пассивные методы обучения ориентированы, как правило, лишь на уровни знания и понимания, интерактивные же – задействуют все уровни обучения.

Но все вышесказанное, конечно, не означает, что нужно использовать только интерактивные методы. Для обучения важны все виды методов и все уровни познания. «Плюсы» и «минусы» применения пассивных и интерактивных методов мы также представили в виде таблицы. Эта таблица также поможет преподавателю выбрать методы обучения в зависимости от цели и условий работы.

Далее целесообразно представить перечень наиболее распространенных активных и интерактивных методов. Очень сложно классифицировать интерактивные методы, так как многие из них являются сложным переплетением нескольких приемов. Мы предлагаем очень условное объединение методов в группы, прежде всего по целям их использования. Использование тех или иных методов зависит от разных причин: цели занятия, опытности участников и преподавателя, их вкуса. Нужно также оговорить и условность названия многих методов. Часто одно и то же название используется для обозначения различного содержания, и наоборот одни и те же методы встречаются под разными именами.

1.1. Творческие задания.

2.Работа в малых группах.

3.Обучающие игры.

3.1.Ролевые.

3.2. Деловые.

3.3.Образовательные.

4.Социальные проекты.

4.1.Соревнования.

4.2.Выставки, спектакли, представления и т.д.

5.Разминки (различного рода).

6.Обсуждение сложных и дискуссионных проблем (а также).

6.1.Проектный метод.

6.2.Шкала мнений.

6.3.Дискуссия.

6.4.Дебаты.

6.5.Симпозиум.1

7.Разрешение проблем (а также).

7.1.Мозговой штурм.

7.2.Дерево решений.

В своей работе я стараюсь использовать активные и интерактивные методы. Таким образом, интерактивный урок даст:

Идеи, которым мы должны научить:

•Знание

•Умение ориентироваться в ситуации

•Уважать мнение другого

•Корректировать

•Свободно высказываться

Успехи:

•Эффективное усвоение материала

•Повышенная самостоятельность

•Учитываются индивидуальные особенности

•Возможность лидерства для каждого

•Активизация учебной деятельности учащихся

•Творческий подход к поставленной проблеме

•Возможность высказывания «тихим» учащимся

Результаты

•Возрос уровень успеваемости учащихся

•Повышение интереса к предмету

•Учащиеся самостоятельно справляются с поставленной проблемой, предлагают более оптимальное решение

•Возможность оценить каждого и выслушать каждого

Д.Е.БАЙДАВЛЕТОВА, Дата рождения – 1964 год

Образование высшее,ТКПИ им.ИЖансугурова

Категория – высшая

Стаж работы – 29 лет

СЛОД №20

Автор:
Д.Е.БАЙДАВЛЕТОВА, учитель русского языка и литературы