Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

Ольга Костина: "Каковы результаты труда педагогов сегодня - таким будет наше общество завтра"


15 октября 2021, 05:55 | 732 просмотра



Профессия учителя – одна из важнейших, ведь мы все вышли из школы. Повезёт тому, кто встретит на своём пути настоящего учителя: умного, талантливого, доброго, любящего свой предмет и умеющего увлечь им детей. Некоторые считают, что быть учителем – это не такая уж и хорошая работа. Не все уважают этот труд. Но если подумать, ведь если бы не учителя, многие из нас не стали бы теми, кем мы есть сейчас. Учителя, как и наши родные люди, учат нас отличать добро от зла, правильно поступать в той или иной ситуации. Они делают из нас достойный людей, воспитывают нас.

Каждый из нас с теплотой в сердце вспоминает того или иного школьного учителя, который оставил в душе неизгладимый след, научил нас чему-то очень важному. И это не всегда касается знаний школьного материала. Чаще всего мы помним тех, кто преподал нам полезный жизненный урок. Но самые теплые и трепетные воспоминания касаются первого учителя. Героем нашего интервью стала учитель начальных классов Ольга Владимировна КОСТИНА.
- Ольга Владимировна, вспоминая школьные годы, мы всегда вспоминаем своих учителей, а ведь и у наших педагогов были свои. Какими были Ваши преподаватели?
- Профессию учителя выбрала не случайно, образцом для подражания послужила первая учительница Михайлик Тамара Николаевна. Первый учитель - это человек, который подарил мне первые знания и привил любовь к школе. Добрейшей души человек, мастер своего дела. Именно она научила не только читать, писать и считать, но понять прелесть работы с детьми. Первые годы работы в школе была моим чутким, внимательным наставником.
- В чем Вы видите смысл своей работы?
- Учитель начальной школы - особенный учитель. Функция учителя начальных классов, как и раньше, – помочь детям адаптироваться в школе, быть для ребенка тем, кто поможет ему подготовиться к серьезной жизни в социуме, частью которого является средняя школа. Он посредник между детьми и миром взрослых. Он как мама, только не дома, а в школе. В начальный период обучения детям нужен в школе именно такой человек, его требования должны быть едины, он видит ребенка на каждом уроке, многое знает о нем и может дать дельные рекомендации родителям.
- Есть такое выражение «Век живи, век учись!» придерживаетесь ли Вы этого правила в своей работе и жизни?
- Пословица «Век живи, век учись» соответствует нашей профессии. Жизнь постоянно меняется, так что ранее накопленный опыт приходится всё время подновлять. Всегда следует чему-либо учиться; даже будучи (или считая себя) очень опытным, человек должен оставаться открытым для новых знаний. А профессия учителя к этому обязывает.
- Скажите, каким жизненным принципам Вы обучаете своих учеников?
- При обучении детей я придерживаюсь принципа связи обучения с жизнью. Условием успешного осуществления связи обучения с жизнью является понимание младшими школьниками важности подготовки к жизни, к трудовой деятельности, привитие им желания овладеть жизненно важными знаниями и практическими умениями и навыками, проявлять трудолюбие, бережливость, ответственность, заинтересованность в ознакомлении с профессиями.
- Не случалось ли когда-нибудь такого, чтобы Вы разочаровывались в своей профессии?
- К счастью, разочарования в своей профессии еще не было. Я очень люблю свою работу и не представляю себя в другой роли.
- Сейчас много говорят о том, что современные дети, будучи еще маленькими, очень мобильны и продвинуты, а уж после 1,5 года онлайн обучения… Замечаете ли Вы подобное в своей практике? Как считаете, не плохо ли это для детей?
- Сейчас растет поколение интеллектуалов. Они разбираются в современных инновационных технологиях куда лучше взрослых. Дети, растущие в период научно-технического прогресса, очень мобильны и продвинуты. Уже с малых лет они смело пользуются современной техникой. Поэтому в период онлайн обучения им не составило большого труда перестроиться и получать знания на различных платформах, выходить на связь с учителями через различные мессенджеры. На мой взгляд, это очень хорошо. Они должны шагать в ногу со временем и с техникой быть на «ты».
- Ваше отношение к изучению английского языка с детского сада? Не считаете ли Вы, что это слишком сложно для детей?
- Мне сложно ответить на этот вопрос, так как я сама владею только русским языком и казахским со словарем. В свое время я изучала французский язык, но практически его не помню. Возможно детям младшего возраста легче усвоить этот язык, чем в более старшем возрасте. А может это зависит от склада ума и то, как его преподносят преподаватели? Но, то, что его нужно изучать – это факт. Это же международный язык общения. Его надо знать.
- Всем известно, что сейчас существует огромное количество пробелов в нынешнем образовании. Это ЕНТ, проблемы с содержанием и количеством книг, бумаготворчество и многое другое. Какие основные проблемы выделили бы Вы? Такие, о которых, уже не могут промолчать даже самые терпеливые учителя?
- Думаю, почти каждому из нас знакома фраза «Зачем изобретать велосипед, когда он уже изобретен?» Вот и в наше системе образования мне непонятно, зачем нужно было в корни ломать устоявшуюся систему, которая реально растила грамотных, образованных людей. Ее нужно было подкорректировать под современные требования, усовершенствовать. Наглядным примером является возвращение к Букварю, принципом которого является обучение детей от простого к сложному.
- Как учитель со стажем, как профессионал своего дела, знающем все тонкие подходы к воспитанию и обучению детей скажите, чтобы Вы лично изменили в стандартах нынешних школ?
- Создать условия, чтобы в учителя шли лучшие, чтобы это было их призванием, а не местом зарабатывания денег.
- По вашему мнению, чего не достает нынешним учителям в их работе? Есть ли у вас какие-либо задумки на этот счет? На Ваш взгляд, какие молодые специалисты?
- На данный момент создали прекраснейше условия для работы в школе. А молодым специалистам не хватает усердия, умения работать над собой.
- Каких учителей сегодня ценят и уважают? Поделитесь опытом работы с учениками.
- Сегодня ценят и уважают учителей, которые знают свое дело, любят детей, ответственно относятся к своей работе, качественно работают с детьми, с уважением относится к родителям, ведь ему вручают самое ценное -детей! Труд учителя несравним по своей значимости, ни с каким другим трудом: результатом его есть человек. Каковы результаты труда педагогов сегодня - таким будет наше общество завтра.
- Мы поговорили о нынешних педагогах. А какие сейчас дети?
- Дети в любое время остаются детьми. Они всегда любознательные, подвижные, талантливые, доверчивые, искренние, … - все эти качества в них нужно только увидеть и взрастить.
- Насколько сегодня тесна связь образования и воспитания?
- Образование и воспитание всегда были в тесной связи и сейчас это не исключение. Наша задача заключается не только в том, чтобы ребенок получил хорошее образование, но и в том, чтобы помочь ученику стать в будущем человеком с высокими моральными качествами. Поэтому в настоящее время воспитательная работа является одним из важнейших направлений деятельности системы образования.
- Помогают ли родители вам, учителям, в работе с детьми?
- В начальной школе родители приводят ребенка на занятия, забирают из школы, активно интересуются его успеваемостью. При малейшем затруднении в выполнении домашнего задания звонят, спрашивают, как справиться, обязательно интересуются, как день прошел, каковы успехи их ребенка. Они являются моей поддержкой, опорой.
- Многих детей сейчас больше волнуют мобильные сети, новые технологии, нежели история и культура. А уж новый сленг меняется чуть ли не ежемесячно... Может ли через пару десятков лет наши: история и культура - угаснуть?
- История и культура частично угасает, не сморят на то, что они передаются из поколения в поколение. Современная молодежь интеллектуально грамотная в техническом плане, но мало читающая. Редко услышишь на улице грамотно построенную речь, чаще всего жаргоны и сленг. Вот это может погубить то лучшее, что создавалось старшими поколениями.
- Все чаще и чаще мы говорим о буллинге. Скажите, можно ли заметить, что в классе «травят» ученика? Как помочь ребенку? Можно ли предотвратить буллинг в школе?
- За время своей работы в начальных классах я такого не наблюдала, поэтому не могу поделиться опытом и мнением на этот счет.
- Расскажите нам о своей семье? О том какая Вы вне работы? Ваши увлечения?
- Нашей семье в этом году исполнилось 27 лет. Вырастили двоих сыновей, которые являются студентами ТГАСУ.
Больше 30 лет занималась волейболом, имею первый взрослый разряд по этому виду спорта. Принимала участие в городских, областных и республиканских соревнованиях, призер и победитель многих из них.
Увлекаюсь разведением цветов. Люблю готовить.
Семья для меня - это всё!
- Спасибо за беседу.

 

Автор:
Е.ТКАЧЕНКО