Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

«Музицирование по слуху» – вид музыкальной деятельности музыканта-профессионала и любителя музыки.


24 ноября 2021, 13:40 | 324 просмотра


Целью обучения учащихся в ДМШ является овладение инструментом и знание музыки. Кроме этого: воспитание силы воли, дисциплины, трудолюбия, творчества, духовного, и интеллектуального развития. Все эти качества воспитываются во всех учреждениях образования, лишь овладение инструментом является специфической задачей ДМШ. Именно эта задача выполняется, мне кажется, не полно. Это ясно из множества примеров, когда учащиеся после окончания ДМШ больше не пользуются инструментом, очень часто его даже продают. Причины в том, что самостоятельно пользоваться инструментом они так и не научились.
Более того, к сожалению, многие учащиеся, кто избирает музыку своей профессией, плохо владеет навыками «подбору на слух» и простейшей импровизации. Яркий пример: Вечеринка. Человек, закончивший ДМШ, колледж или даже консерваторию по классу фортепиано, часто не может сыграть «сходу» аккомпанемент для простой и популярной песни, которую компания решила спеть? У друзей, не имеющих музыкального образования, этот факт постоянно вызывает удивление. Причем, своего товарища-музыканта они будут просить и в следующий раз, и в следующий... по простой причине: «Они не понимают, как можно не подыграть простую песенку, исполняя виртуозно, по их мнению, Ф. Шопена?!».
Помните, гениальный эпизод из фильма «Место встречи изменить нельзя?», где актёр В. Конкин в роли Шарапова виртуозно исполняет этюд Шопена №14 и после этого звучит: «Так я и сам смогу, а «Мурку» слабо?» И Шарапов играет «сходу», и неплохо. А если бы не сыграл?... Мог бы погибнуть и не выполнить задания. А если говорить об этом серьёзно, то…
Множество превосходных музыкантов, способных с листа исполнить труднейшие произведения не умеют играть на слух, сочинять аккомпанемент (импровизировать), транспонировать.
Большинство учащихся в ДМШ не избирают профессию музыканта и инструмент нужен для « любительского музицирования». Но как раз этой стороне обучения в ДМШ придается второстепенное значение. Обучение на фортепиано до советской системы ограничивалось владением репертуаром для проведения домашнего, « любительского музицирования» на встречах, балах, вечерах. Большинство наших учеников , забывая произведения выпускного экзамена, не могут и не хотят пользоваться инструментом.
Программа обучения игре на фортепиано, на данный момент, одинакова как для перспективных учащихся, так и для слабых. Для слабых учеников она так сложна и регламентирована, что обучения «музицированию» времени очень мало.
Программа и методика обучения на фортепиано увлечена больше проблемами исполнительского порядка.
Ведь по существу и в ДМШ, и в музыкальном колледже и консерватории учащийся решает профессионально-исполнительские проблемы, и репертуар усложняется в целях повышения профессионально-исполнительского искусства.
Практика показывает, что большинство выпускников ДМШ не владеют умениями подбора по слуху, и в первую очередь выпускники-пианисты. Данное явление многие музыканты исследователи объясняют сложностью обучения подбору по слуху при обучении игре на инструменте с фиксированной звуковысотностью, в частности на фортепиано, т.к. непосредственная связь между слуховым предслышанием и движениями рук в процессе организации занятий развивается слабо. Фактически не закрепляется не только умение подбирать по слуху, но и недолговременная музыкальная память, что приводит к привязанности музыканта к нотному тексту, к боязни забыть его на сцене, невыразительности игры, отсутствию свободы владения инструментом . Другая причина неумения большинства учащихся-пианистов подбирать по слуху кроется, прежде всего, в сложившейся системе музыкального образования, ориентированной в основном на развитие чисто исполнительских навыков. Музыкальные произведения усваиваются с их готового графического изображения, то есть с нот, заставляя при этом слух музыканта находиться в пассивном состоянии. Кроме того, практикующаяся в начальном звене узкая исполнительская направленность, недооценка значения подбора по слуху, перекладывание данной работы на преподавателей музыкально-теоретических дисциплин, в дальнейшем создают значительные трудности выпускникам ДМШ как в последующем продолжении профессионального музыкального образования, так и в самостоятельной любительской музыкальной деятельности.
Программу необходимо изменять с учетом дальнейшего использования инструмента индивидуально каждым учеником в профессиональной либо любительской сфере. «Предмет по выбору» нужно более систематизировать, составить точную программу развития обучения «подбору по слуху», импровизации, «читке с листа», аккомпанименту. Определить контрольные уроки и зачеты.

Автор:
Черниченко Игорь Евгеньевич Преподаватель фортепиано Детской музыкальной школы им. Тлендиева