Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

Формирование экологической культуры у студентов колледжа


1 декабря 2021, 11:10 | 955 просмотров



Перед человечеством в настоящее время стоит ряд сложных проблем нового осмысления жиз¬ни. Одна из них – современная экологическая ситуация. Уже к концу XX в. особенно сильно стали проявляться признаки глобального экологического кризиса и техногенной эволюции городов. Ста¬новится очевидным, что преодолеть надвигающийся глобальный экологический кризис, оставаясь в системе ценностей традиционного потребительского природопользования, становится невозмож¬но. Этот кризис – лишь часть общего кризиса современной цивилизации, затрагивающего всю си¬стему внутриобщественных отношений, в том числе и духовную жизнь человека. Экологический кризис – это еще и мировоззренческий, философско-идеологический кризис, поэтому решить про¬блемы взаимодействия человека с окружающей средой невозможно без экологизации всего процес¬са социально-экономического и духовно-культурного развития общества. Важно заложить у буду¬щих молодых специалистов основы экологически устойчивых структур производства и потребле¬ния, экологически обоснованной экономической политики и управления. При этом недостаточно дать студентам только информацию о существовании экологических проблем и путях их устране¬ния. Главное заключается в выработке у специалиста внутренней потребности принимать адекват¬ные экологически рациональные решения, т. е. в формировании у них экологического мышления. Сделать это представляется почти невозможным,так как дисциплина «Экология» полностью исключена из образавательных программ специальностей колледжа. Только в образовательной программе специальности «мастер –электрик» изучается 30 часов дисциплины «Охрана природы с основами экологии».
Экологическое мышление представляет собой один из сложных типов мыслительной дея¬тельности, т. к. предполагает такое отношение к природе, когда она воспринимается не только как среда обитания человека, но как единая самоорганизующаяся целостно-живая система мира. Эко¬логическое мышление включает различные виды рефлексивных процессов: осмысление лично¬стью своего места в мире и в картине природы Земли (мировоззренческая рефлексия); осознание проблемы взаимодействия человечества и биосферы (методологическая рефлексия); выбор новых ценностных ориентаций и идеалов (личностно-психологическая рефлексия); создание современной научной картины мира (внепарадигмальная рефлексия); выбор стратегии деятельности (личностно¬организационная рефлексия).
Особую роль в формировании экологического мышления у студентов колледжа играют экологическое образование и воспитание. Оно призвано развивать экологическое мировоззрение, экологическую нравственность и экологическую культуру личности. Экологическое образование предполагает фор¬мирование убежденности каждого в объективной необходимости сохранять созданные природой и человеком ценности. Уровень экологической культуры личности определяется пониманием соци¬альной значимости экологических проблем, их связи с политическими, социально-экономическими задачами человечества и отдельно взятой личностью, поэтому в учебно-воспитательном процес¬се должно быть обеспечено формирование основ экологического мировоззрения и действительно¬го его осуществления.
В Талдыкорганском высшем политехническом колледже уровень экологического образова¬ния и воспитания студентов-выпускников специальностей рассматривается с уче¬том особенностей строительной отрасли, в которую они будут направлены по окончании универ¬ситета. Изучение экологических дисциплин делает исключительно актуальной задачу практиче¬ского применения методов экологизации урбоэкосистем, их устойчивого проектирования и стро¬ительства, экологичной реконструкции и создания экосетевых структур. Будущие «строитель», «техник-электрик» и «программист» как основные участники процесса создания урбанизированной среды должны представлять, каким образом объекты их профессиональной деятельности будут влиять на окружающую среду и живые организмы, как будут взаимодействовать искусственная и естественная природная среда. От знания законов развития природы, основ экологии будет зависеть их профессиональное умение исключать негативное воздействие зданий и сооружений на окружающую среду, органично вписывать строи¬тельные объекты в природное пространство, помогать развитию биоурбосистем, одновременно по¬вышая уровень жизни человека. Экологическое образование в вузе несет в себе качественное пре¬образование учебно-воспитательного процесса, соотношение мышления и действительности, раз¬решение противоречий между идеальным и материальным. Актуальность приобретает идея непре-рывного экологического образования, сущность которого выражается в единстве развития экологи¬ческого мышления и сознания, экологической культуры личности и общества.
Для формирования экологического мышления обучение и воспитание студентов необходи¬мо вести по трем направлениям, формируя:
1) адекватные экологические представления;
2) отношение к природе;
3) систему технологий и стратегий взаимодействия с природой.
Таким образом, перед экологическим образованием и воспитанием остро стоит вопрос о раз¬витии экологического мышления личности, т. к. ускорение научно-технического прогресса требует от общества разрешения все более сложных проблем, создания новых технологий, которые снижа¬ли бы влияние деятельности человека на окружающую среду. Экологическое мышление будущих специалистов не только подразумевает овладение специальными знаниями, но и предполагает созда¬ние мотивации на повышение уровня образованности в сфере естественных и гуманитарных наук.
Поскольку формирование экологического мышления предполагает достижение глубоких из¬менений в способе мировосприятия людей, их отношении к природному миру, образование долж¬но быть не предметным, а проблемным. Только в этом случае студенты в полной мере смогут стать сознательными соучастниками воссоздания знания. Потребность внедрения такого похода в процесс обучения обусловлена тем, что включенность будущих специалистов в наличную систе¬му обучения (слушание – понимание – воспроизведение) формирует безынициативность. Только решение студентами познавательных творческих задач будет содействовать развитию у них спо¬собности к творческому процессу постижения знаний, что вместе с тем будет формировать навы¬ки самостоятельного мышления.
Каждый выпускник должен быть элементарно экологически образован: во-первых, иметь представление об экологической опасности того или иного проекта; во-вторых, владеть знаниями об экологически обоснованных технологиях в данной области; в-третьих, иметь желание их при¬менять. Будущие специалисты должны обладать и общими знаниями, формирующи¬ми их экологическое мышление и культуру, и специальными, дающими возможность проектиро¬вать, вести экологически безопасное строительство и последовательно реализовывать экологические принципы в строительной отрасли. На реализацию всех этих задач и должно быть направле¬но экологическое образование и воспитание в политехническом колледже, способствующее формированию экологического мышления у студентов.

Автор:
Ж.К. Жамалиева,преподаватель химии и Биологии Талдыкорганского высшего политехнического колледжа.