Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

Оценивание обучения на уроках физической культуры


28 марта 2022, 11:02 | 1 733 просмотра



На уроках физической культуры ученики приобретают определённые навыки и умения, по которым учителя, в конечном счёте, оценивают учащихся.

Учителя используют не только определённые формы и стандарты обучения, которые включают в себя объективные и необъективные нормы, но и позволяют учащимся само развиваться, мотивируя их и повышая их самооценку. Кроме того, у учащихся закрепляются внутренние ценности и способности, приобретённые ими на уроках физической культуры. Оценивание – это показатель результата учеников, благодаря которому учителя могут отслеживать физическое развитие учащихся, и в дальнейшем, суммируя и анализируя полученные данные, составлять и корректировать дальнейшие планы проведения уроков. Данное оценивание направленно на определение возможности улучшения качества обучения. Другими словами «формативное» оценивание направленно на определение возможностей повышение интереса к учебной мотивации и ответственности, снимать стрессовое состояние ученика, так как формативное оценивание не является конечным результатом его физической подготовленности, и избегать, или не доводить до конфликтной ситуации между учителем, учеником и родителями. Целью формативного оценивания является связь между учителем, учеником и родителями в процессе обучения. При этом никакого влияния на итоговые отметки формирующие оценки не имеют. Это, сделано для того, чтобы снять страх учащихся перед ошибками. И конечным результатом по своей функции является итоговым, так как приобретённые навыки и умения не могут быть точными и достоверными, без систематических, практических и теоретических применений полученных знаний в учебном процессе. Полученные результаты мотивируют на постановку дальнейших целей. На уроках физической культуры учителя учитывают личные цели и мотивы учащихся, которые могут являться средством управления их деятельности. Использование оценивания позволяет развивать и отслеживать индивидуальные способности каждого ученика, так как в процессе обучения участвуют непосредственно сами учащиеся. Таким образом, происходит взаимная работа между учеником и учителем. Учащиеся могут участвовать в процессах оценивания во всех доступных формах: самооценивание, взаимное оценивание, участие в разработке критериев оценки и рефлексивном разборе результатов выполненного двигательного действия. Самооценивание основано не только на результатах, но и на процессе обучения и его качестве. С первого взгляда это не сложный процесс. Самооценивание – вид деятельности, при котором учитель оказывает всяческую помощь ученикам там, где могут предсказать возможные ошибки. Учитель должен быть наблюдательным, чтобы вовремя заметить трудности учащихся и устранить намечающиеся ошибки. Основная идея данного вида оценивания- это осуществление взаимосвязи между учителем и учеником во время обучения. Оно позволяет ученику понимать, насколько правильно скомбинированы упражнения в период изучения нового материала или раздела. Основными требованиями к такому виду оценивания, являются прозрачность и слитность с процессом обучения. Ученикам должны быть понятны цели каждой выставленной отметки, равно как процедура выставления оценок. Проверяется не просто способность учащегося выполнять упражнения, а также понимание и умение применять свои навыки и умения, приобретённые на уроках физической культуры. Оценивание проводится в соответствии с общими критериями, достижения отмечаются отдельно по каждому из соответствующих критериев. Ученикам предоставляется возможность анализа собственного обучения с использованием критериев оценивания и определения того, что, нуждается особом внимании и совершенствовании при выполнении задания. Оценивание физических, практических упражнений проводится максимально объективно. На практике осуществление перечисленных требований, выполняют следующим образом. В ходе изучения комплекса упражнений происходит приобретение знаний, обработка определённых умений и навыков, основным условием эффективности оценочной деятельности учащихся является организация учителем ситуации успеха ученика. Ситуация успеха формирует у учащегося субъективное состояние готовности и способность включаться в учебный процесс на уровне индивидуальных возможностей. На каждом этапе оценочной деятельности средством воспитания положительного отношения к обучению, ситуация успеха одновременно становится условием перерастания положительного отношения в активное, творческое отношение к данной деятельности в целом. У большинства обучающихся стремление к успеху на уроке выражается фразой: «Я хочу это сделать!», а это и есть внутренняя мотивация его деятельности. Значит, мы можем сказать, что создание сотрудничества между учителем и учащимся и успешное использование критериальной  системы оценивания являются взаимообуславливающими и взаимодополняющими процессами. Оценивание для обучения – это процесс поиска интеграции данных, используемых учащимися и учителем для определения этапа развития, на котором находятся учащиеся в процессе своего обучения, направления, в котором следует развиваться и достигать необходимого уровня успеваемости. При этом обращается внимание на то, что учителя не являются единственным оценивающими лицами. Лишь те, кто учатся, способны научиться и повысить процесс своего обучения, им необходимо реагировать на полученную информацию от учителя и сверстников в результате обратной связи. Это потребует от них понимания, мотивации и желания действовать дальше. Целью оценивания обучения, напротив, является суммирование того, что изучил ученик на данный момент. По существу, оно не направлено на прямую на вклад в будущее обучение. При оценивании обучения заключение делается после соотношения  достижений ученика с установленными нормами, достигнутыми группой учеников, например одного возраста. Такие заключения могут делаться в форме «соответствует / не соответствует» стандарту или чаще по шкале, представленной в виде баллов / уровней. Таким образом, предоставления отчётов и мониторинг являются очевидным назначением данного вида оценивания. При оценивании нет условий для сравнения себя с другим. Ты успешен по одному критерию, а я – по другому. Такие ярлыки, как «отличник», «хорошист» и «троечник» отпадают сами собой, но появляются дополнительные возможности оценивать и наращивать свои достижения по тому или иному критерию.

Пример критериев оценивания

 по разделу «Лёгкая атлетика» Тема «Метание мяча на дальность».

1) Учащийся имеет грубые ошибки при метании мяча на дальность.

2) Учащийся выполняет и допускает значительные ошибки при метании мяча на дальность.

3) Учащийся допускает значительные ошибки в последовательности выполнения метания мяча из-за головы.

4) Учащийся знает и правильно выполняет технику метания мяча с места из-за головы, при этом допускает мелкие ошибки.

5) Учащийся выделяет слабые элементы исполнения техники метания мяча с места, при этом правильно подбирает подводящие упражнения для достижения цели при метании мяча на дальность с 5-8 шагов разбега.

6) Учащийся выполняет на высоком техническом уровне все элементы последовательно и правильно, а именно метание мяча на дальность с 5-8 шагов разбега.

  Данный образец является примерным, в него могут быть внесены изменения или дополнения, как со стороны учителя физической культуры, так и совместно с учениками, так как учащиеся могут принимать участие в разработке критериев оценивания. Пример носит рекомендательный характер и направлен на улучшение качества предоставленного материала.

ЛИТЕРАТУРА:

- Программа курсов, повышения квалификации педагогов общеобразовательных школ Республики Казахстан.

-   Аванесова К.И., Бушуева Е.В., Капитанова Т.С. От листов оценивания к мониторингу учащихся.

-   Красноборова А.А. (2010). Критериальное оценивание в школе. Учебное пособие. – Перьм.

- Красноборова А.А. (2010). Критериальное оценивание как технология формирования учебно – познавательной компетентности учащихся. – Нижний Новгород.

Автор:
Кудербаев Мурат Ерикович, учитель физической культуры. IT школа-лицей №28 города Талдыкорган