Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

ЗАМАЛЧИВАЯ ПРОБЛЕМУ, МЫ ПОДВЕРГАЕМ ДЕТЕЙ БОЛЬШЕМУ РИСКУ


12 сентября 2022, 05:38 | 10 751 просмотр



В Алматинской области продолжает  реализовываться проект  «Проведение информационно образовательных компаний по профилактике суицида среди подростков и молодежи», основными  получателями, где являются школьники, студенты, педагоги, родители.

Профилактика суицидального поведения у детей и подростков является системой общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации: правовом, общественном и экономическом, медицинском, педагогическом, социально-психологическом. 

Семьи, в большинстве своем, не могут самостоятельно решать проблемы, возникающие при воспитании детей. Нам известны случаи, когда после  попытки суицида ребенка, родители стараются скрыть и умолчать и делали  все, чтобы за пределы семьи данная информация не выносилась.  Уровень информированности родителей о службах помощи  очень низкий. Зачастую родители не знают куда обратиться. Замалчивая проблему суицида в семье, родители подвергают еще большему риску психологическое здоровье ребенка и жизнь. 

Как ребенку, так и родителям  необходима квалифицированная, систематическая и целенаправленная помощь. В такой ситуации ближе всего к детям, к проблемам их воспитания должны быть  педагоги, социальные педагоги, психологи, сотрудники МЦЗ (молодежные центры здоровья).   Но, к сожалению квалифицированного компетентного в сфере суицида психолога/социального работника  очень трудно найти, а если они и есть, то работают на коммерческой основе.

Из всего сказанного можно сделать следующие выводы: необходимо повысить уровень квалификации и компетентности школьных психологов и сотрудников МЦЗ по профилактике суицида и работе по попытке/факту суицида как с ребенком, так и с семьей.  А так же разработать комплексный подход как привлечь родителей к решению проблем его ребенка  вместе с ребенком. Показать родителям пути преодоления  психологических преград между ним и ребенком, научить строить доверительные отношения  и научить помогать ребенку в кризисной ситуации.

Боясь стигмы и дискриминации родители предпочитают «не выносить сор из избы».

В данной работе приоритеты отводятся к школьным психологам, ведь именно они взаимодействуют с семьями. Сегодня психолог есть практически во всех школах, а в некоторых образовательных учреждениях даже созданы собственные службы психологической помощи, куда бесплатно могут обращаться как дети, так и родители.

В первую очередь, школьный психолог — это специалист, который обязательно должен иметь высшее психологическое образование, и для него в первую очередь действуют правила Этического кодекса психолога. Еще одна задача школьного психолога — консультирование родителей и учителей. Причем, вопросы, с которыми взрослые обращаются к этому специалисту, могут быть разными, и совсем необязательно, что это будут проблемы. Мама может прийти к психологу, чтобы просто спросить, хорошие ли у ее ребенка отношения с одноклассниками, нет ли у нее трудностей с профориентацией или адаптацией (если, например, ученика перевели в новую школу) и правильно ли родители строят отношения с подростком. Если в семье возникают ситуации, которые травмируют ребенка (развод родителей, смерть кого-то из близких, серьезные материальные трудности), то мать или отец также могут прийти и рассказать о них психологу, чтобы специалист был в курсе, внимательнее следил за поведением ребенка и был готов оказать ему поддержку.

В целом, школьный психолог осуществляет деятельность, направленную на сохранение психологического здоровья школьников. 

Успешность сотрудничества семьи и школы в современной образовательной ситуации зависит от успешности взаимодействия школьного психолога с родителями, которое способствует увеличению позитивных связей между семьей и школой и качественно изменяет структуру отношений.

Стоит подчеркнуть, что профилактика суицидального поведения несовершеннолетних может быть эффективной только при комплексности и внедрении «командного стиля» работы и тем более на постоянной основе.

Автор:
ОО «ҚОС ҚАНАТ ЖЕТІСУ»