Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

Местоимение. Указательные местоимения


10 июня 2011, 07:42 | 1 935 просмотров


Цель: Усвоение особенностей местоимения как части речи.

Формирование навыков употребления указательных местоимений в речи учащихся.

Восстановить сведения о местоимении блочным методом, с опорой на родной язык.

Формирование умений и навыков речевой деятельности на основе текста.

Тип урока: формирование знаний.

Вид урока: урок-соревнование.

Оборудование: схемы-таблицы, карточки, слайды.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Представить две команды ( их капитанов).

1. «Личные»

2.»Указательные»

Каждая команда знакомит себя.

3.Опрос домашнего задания написать письмо.

4.Запись даты в тетрадь.

5.Пояснить тему об указательных местоимениях.

6.Работа по опорной схеме.

7. Составить предложения с личными и отрицательными местоимениями.

Закрепление.

Работа с учебником. Выразительное чтение текста «Электронная почта» учащимися.

Словарная работа.

Ответить на вопросы по тексту.

Упражнение 2. Выписать указательные местоимения.

Просклонять указательные местоимения: тот, та.

8.Вывод.

Указательные местоимения тот, этот указывает на предмет, изменяется по числам, падежам, родам.

9.Викторина:

1. Какие местоимения самые чистые?

2. Какие местоимения мешают ездить по дорогам?

3. Какое местоимение можно считать и самым хвастливым, и самым скромным?

4. Первый слог личное местоимение, второй - звук который издает лягушка.

5. Какое местоимение требует чистоты?

6.К какому местоимению нужно добавить шипящий звук, чтобы получился грызун?

7.Когда руки бывают местоимением?

8.Какие местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево?

10. Групповая работа.

Задание№1.

Спишите, употребляя личные местоимения в нужной форме.

1.У (ты) есть собака. У(она) белый, пушистый хвост и черные лапы.

2.У(мы) во дворе растет огромный дуб. У(он) толстый ствол.(Он) более ста лет.(Я) на вокзале должен встретить брат. Он (я) очень любит.

Задание №2.Слайд. Местоимения распределить по колонкам.

Задание №3 Слайд. Вставьте подходящие по смыслу местоимения в казахские пословицы и поговорки.

1.Если в сеть сазан попал,

Значит…в казан попал.

2.Герой однажды жизнь теряет,

Трус в… битве умирает.

Разгадать чайнворд «Местоимение»

1) Личное местоимение 1 л. Мн.ч.Р.п.

2) Вопросительное местоимение.

3) Личное местоимение 3л.мн.ч.Им.п.

4) Личное местоимение 3 л. мн.ч.Д.п.

5) Личное местоимение 1 л.ед.ч.Д.п.

6) Личное местоимение 3 л.ед.ч.м.р.Р.п.

7) Личное местоимение 3 л.ед.ч.м.р.Им.п.

8) Неопределенное местоимение Подвести итоги.

Капитаны отчитываются о проделанной командой работе, заполняя «оценочный лист» (проставляют оценки, за выполненные участниками команды задания).

Комментирование оценок.

Домашнее задание.

Автор:
А.К.КАРАМАНОВА, учительница русского языка и литературы в казахской школе сш. имени И.Есенберлина с дошкольным мини-центром,