Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ


10 июня 2011, 07:40 | 1 572 просмотра


«Качество образования должно отвечать самым высоким международным требованиям» - отметил Президент в Послании народу Казахстана. Глава государства неоднократно в своих выступлениях уточнял, какие педагоги требуются нашим школам, особо отмечая, что это должны быть не просто специалисты, досконально знающие предмет, а истинные патриоты, знающие историю и традиции своего народа. Это особенно важно в контексте предстоящего перехода на 12-летнее образование.

Важно, что в Послании говорится о дальнейшем реформировании нашей системы образования, доведении ее до европейских стандартов.

Современные методы обучения и подготовка конкурентоспособных кадров, именно этого требует Глава государства в Послании народу Казахстана.

Человек — главное богатство страны.

Успешность реализации стратегии модернизации страны зависит прежде всего от знаний, социального и физического самочувствия казахстанцев.

Интеграция мировой экономики в условиях глобализации выставляет четкие требования к образованию которое становится не только двигателем инновации внутри стран, но и катализатором международного сотрудничества в освоении технологии будущего. Казахстанская система образования идет в ногу со временем.

Глобализация — ключевая реальность XXI века, которая глубоко затронула образование.

Самое главное, что не только материально-техническая база учреждений образования, а прежде всего учитель должен соответствовать тем высоким требованиям, которые предъявляются в стране к подготовке кадров для «умной» экономики.

Поэтому в новом свете XXI века образование является главным инструментом в развитии человеческого капитала, без которого немыслимо успешное развитие любого государства.

Что же такое педагогическое общение? Это прежде всего, социально — психологическое взаимодействие учителя и учащихся с целью:

-организации отношений;

-организации воспитательного воздействия;

-обмена информацией с помощью коммуникативных средств.

Замечательный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Слово учителя — это ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника. Искусство воспитателя включает, прежде всего, искусство говорить, обращаясь к человеческому сердцу».

Главное в педагогическом общении — это создание на уроке и вне его благоприятного психологического микро-климата, дружественных, доверительных отношений между детьми и педагогом. Нередко один и тот же метод воздействия, применяемый разными педагогами, дает различные результаты. И даже не потому, что чужд самой личности педагога.

Существуют три основных направления стилей общения: демократический, либеральный, авторитарный.

Я на своих уроках стараюсь следовать демократическим принципам общения: доброжелательности, доверия, требовательности.

Цель моей педагогической работы — воспитание образованной, свободной, творческой личности, трудящейся для своего блага и на благо других людей.

Самыми плодотворными приемами этого направления является общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью. Работая с текстом, выделяю ключевые слова, которые становятся лейтмотивом урока не только учебного материала, по воспитанию нравственности. Текст о Родине позволяет организовать творческую работу со словом «Родина»:

1)синонимы,

2)какую роль играет в жизни каждого человека,

3)за что погибали наши земляки в ВОВ,

4)придумать предложения,

5)мини-сочинение из 5-6 предложений.

В школьных классах встречаются разные дети, обладающие индивидуально-психологическими различиями. В классах, собранных из однотипных детей, скорость обучения и особенно процесс социализации, замедляются, так как ребенок недополучает внешних стимулов для активной ориентировки в ситуации. Поэтому учитель просто обречен на то, чтобы уметь строить работу с классом с учетом различий в психологии детей.

В моем классе нет учеников с неудовлетворительным уровнем.

Особенно важно создавать благоприятную психологическую обстановку. Каждое, даже самое незначительное продвижение ученика, самое маленькое достижение необходимо заметить, высказать доброе слово и выразить надежду на то, что за этим достижением последуют новые победы. «Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства» - это первая заповедь воспитания. В своей работе я руководствуюсь оценкой позитивной деятельности ученика. Я стараюсь отметить каждый самый маленький успех учеников.

Если в школе на уроке будет творческая благоприятная атмосфера, то необходимые компетенции ученик получит без специальных тренингов, просто как «побочный» эффект целостного образования. Скажем, ребенок занимается музыкой и театром, и эти музыкальность и артистичность действует на целый ряд способностей, которые к самой музыке и театру, казалось бы, напрямую не относятся. Повышается успеваемость, развиваются социальные качества, воспитывается воля. И таких точек развития, которые не прямо, а косвенно ведут к базовым качествам, в педагогике множество. В моем классе 5 ребят — ученики школы искусств. Эти дети — моя опора в работе; они, как правило, хорошо учатся и влияют плодотворно на весь классный коллектив, они организаторы внеклассных мероприятий, инициативны, своим положительным примером благотворно влияют на класс.

На каждом уроке русского языка полезным видом словарной работы является подборка родственных слов. Вид работы очень нравится детям, так как обогащает их словарный запас. Работа по подбору родственных слов учит умению «видеть» структуру слова смысл его морфем. А без такого умения невозможно применять правило ибо каждое правило относится к какой-либо определенной части слова: к приставке, к корню, к суффиксу или к окончанию. Важным для анализа слова является и умение «видеть» суффиксы и приставки, легко отделять их от корня, понимать их смысл.

Причины неуспеваемости учащихся это слабое владение учебными приемами. Для достижения повышения качества обучения необходимо формировать учебно-познавательные способности не только на эмпирическом, но и на теоретическом уровне.

Главные признаки теоретического уровня формирования умения учиться: разъяснение способов учебно-познавательной деятельности и осознанное применение их учащимися.

У русского языка главная задача — способствовать межнациональному общению, взаимопониманию, расширению возможностей ученика в плане его перспективности. Это значит, что главная задача — работа по развитию коммуникативной компетенции каждого учащегося.

Я на своих уроках русского языка стараюсь создавать условия для активной речевой практики учащихся, обеспечивать комплексное обучение учащихся всем видам речевой деятельности — слушанию, говорению, чтению, письму. Каждый урок русского языка стремлюсь сделать и уроком развития речи учащихся.

Активно используя в своей практике достижения психолого-педагогической науки, я достигла существенного повышения качества знаний, что отражает данная таблица.

Понимая поставленые перед учительством страны и передо мной задачи, я стараюсь максимально использовать в своей работе достижения психолого-педагогической науки, технологических средств, структурно-информационных карт, мультимедийных слайд-фильмов, видео- и аудиоматериалов для повышения качества знаний, для решения тех задач, которые требует время и наше государство.

Хочется надеяться, что в скором будущем всеобщими усилиями дети Казахстана станут самыми счастливыми, здоровыми и образованными детьми в мире.

Автор:
А.Н.БОРАНБАЕВА, учитель русского языка в национальной школе, школа-гимназия №1, г. Саркан