Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

Работа над текстом на уроках русского языка


10 июня 2011, 07:37 | 1 595 просмотров


Когда подъём культуры всех слоёв населения становится задачей формирования социальной активной личности , вопросы развития речи учеников приобретают особое значение. Развитие речи становится необходимым условием формирование личности – не владея в совершенстве речью, человек не сможет выполнить задачи, поставленные перед ним.

При обучении речи является понятие «текст», так как «конечная цель работы по развитию речи в школе – научить детей выражать связно свои мысли в устной и письменной форме, т.е. научить создавать текст, речевое произведение, высказывание».

Наблюдение за речью, особенно сельских школ, показывают, что многие из детей затрудняются в выражении своих мыслей, не могут их логично развернуть, плохо строят связное высказывание, так как не знают правил его построения, как сочетаются отдельные части высказывания, как связываются в тексте самостоятельные предложения.

Работая над структурой целостностью текста, используя текст-образец и для введения речеведческого понятия, и для овладения учащимися определёнными способами деятельности по созданию текста, учитель придаёт большое значение развитию внимания детей к слову. Очень важно уже на первом этапе развить у учащихся умение замечать слова, значение которых им неизвестно, терпеливо помогать ребёнку учиться отбирать в тексте нужные слова , соотносить их с главной мыслью высказывания.

Важно не упустить из виду эту важнейшую линию – воспитание заинтересованного отношения к значению и употреблению слова.

При закреплении изученного такую работу можно проводить на каждом уроке, увязав ее с грамматическим и орфографическим материалом.

Работая над средствами связи в тексте, учитель вместе с учениками анализирует, например, такой текст:

На белом камне я увидел ящерицу необыкновенной красоты. Она была крохотная и зелёная – презелёная. Тонкие голубые жилки затейливо извивались по бокам красавицы, а под глазами искорками светились красные крапинки.

После того как дети нашли слова , связывающие предложения , учитель спросил:

-Как озаглавим текст?

-«Сказочная красавица», «Ящерица не-обыкновенной красоты», «Необычная ящерица»,

-Что же поразило автора? Найдите в тексте слова, которые помогли ему показать красоту ящерицы.

- Это слова, обозначающие цвет: зелёная –презелёная, голубые(жилки), красные (крапинки).

-Как вы понимаете слово крапинки ?

-Это небольшие пятнышки, точки.

-Зачем понадобилось автору слово затейливо? Что оно обозначает?

-Затейливо – значит причудливо. Слово помогает показать, что ящерица необыкновенной красоты

-Какие ещё слова подчёркивают, что ящерица необыкновенная?

-Она была зелёная – презелёная, т.е. очень зелёная.

-Запишем нужные слова в словарик. Дети отбирают слова сами: затейливо, необыкновенная , крапинки , крохотная и др.

Важно то, что ученики учатся отбирать в тексте нужные слова не «на ощупь», а осмыслённо, сознательно.

В результате непрерывной и целенаправленной работы по формированию умения создавать текст ученики, усвоив признаки текста и правила его построения, создают свои высказывания осознанно, используя такие средства связи, как лексические повторы, контекстуальные синонимы, местоимения.

Такая работа позволяет экономить время и может проводиться на любом уроке грамматики и орфографии, повышая эффективность всей работы по русскому языку, а главное, помогает учителю подходить к каждому ребёнку индивидуально, развивает ум и творческую самостоятельность ученика, воспитывать личность.

Автор:
А.Н.ОНГАРБАЕВА, учитель русского языка и литературы, Конырская средняя школа, Алакольский район