Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ТУРНИР


17 июня 2011, 07:41 | 1 864 просмотра



Цель: 1) повышать эрудицию в области русского языка;

2) воспитывать стремление к приобретению знаний;

3) прививать интерес к предмету, включая их в игровую ситуацию

Форма проведения: конкурс

Дидактическое обеспечение: интерактивная доска

Турнир проводится между командами четвертых классов.

Состав команды – 10 человек.

От каждой команды 5 человек – группа поддержки. (Остальные дети не присутствуют).

Команды сидят друг против друга.

Ход игры

I. Вступительное слово.

- Здравствуйте, сегодня мы проводим лингвистический турнир среди учащихся четвертых классов. Вы знаете, что лингвистика – это наука, изучающая законы языка, и сегодня мы еще раз убедимся в том, что велик и богат наш русский язык. Итак, начинаем наш турнир дружной, веселой песней.

Дети исполняют песню

- Сейчас вы должны показать, какая вы дружная команда, поэтому первый конкурс называется «Дружная семейка».

II. Конкурсы.

I. Конкурс «Дружная семейка»

Дополните предложения подходящими по смыслу словами и определите части речи.

- А теперь на каждую букву написанных по вертикали слов («трудолюбие» и «литература») подберите дружную семейку. Кто быстрее подберет дружную семейку, тот и победитель.

Слова написаны на листе бумаги, количество букв соответствует количеству участников, дети по очереди подбегают, пишут слова.

- Молодцы, хорошо справились с заданием. Это задание определило, какая команда является дружной семейкой.

II. Конкурс «Намеки»

Предлагает играющим первую букву загаданного слова и какой-то намек на него – другое слово, которое он считает некоторым образом, связанным с первым. Называемые словами явления могут встречаться в реальной жизни, быть связаны неким общим сюжетом, высказыванием, одно может быть похоже на другое, связь может быть чисто ассоциативной. Словом, ограничения минимальны. Важно только, чтобы связь была общей для людей говорящих по-русски и общающихся с русской культурой в широком смысле этого слова. Каждой команде по очереди называется буква. Если команда не отгадала, ведущий сам говорит правильный ответ.

III. Конкурс «Собери текст»

Для участия в следующем конкурсе нужны, пять человек. Представители команд должны собрать текст из отдельных предложений, то есть наклеить предложения в правильном порядке на лист бумаги. Затем один человек от каждой команды прочитает текст вслух.

Для команды 1.

И хвост оторвался от головы и пополз вперед.

Голова сказала: «Разойдемся!»

Но только он отполз от головы, попал в трещину и провалился.

Голова сказала: «Ты не можешь ходить спереди, у тебя нет глаз и ушей».

Змеиный хвост заспорил с головой о том, кому ходить впереди.

Хвост сказал: «А зато во мне сила, я тебя двигаю: если захочу да обернусь вокруг дерева, ты с места не тронешься».

(Змеиный хвост заспорил с головой о том, кому ходить впереди. Голова сказала: «Ты не можешь ходить спереди, у тебя нет глаз и ушей». Хвост сказал: «А зато во мне сила, я тебя двигаю: если захочу да обернусь вокруг дерева, ты с места не тронешься». Голова сказала: «Разойдемся!» И хвост оторвался от головы и пополз вперед. Но только что он отполз от головы, попал в трещину и провалился.)

Для команды 2.

Сосед сказал: «так разорвите пополам все платья, разбейте пополам всю посуду и пополам разрежьте всю скотину».

Когда отец умер, сыновья не могли разделиться без спора.

Он сказал им: «Умру, разделите все пополам»

Братья послушались соседа, и у них ничего не осталось.

У одного отца было два сына.

Сосед спросил у них: «как вам отец велел делиться?»

Они пошли судиться к соседу.

Они сказали: «Он велел все делить пополам».

(У одного отца было два сына. Он сказал им: «Умру, разделите все пополам». Когда отец умер, сыновья не могли разделиться без спора. Они пошли судиться к соседу. Сосед спросил у них: «Как вам отец велел делиться?» Они сказали: «Он сказал все делить пополам». Сосед сказал: «Так разорвите пополам все платья, разбейте пополам всю посуду и пополам разрежьте всю скотину». Братья послушались соседа, и у них ничего не осталось.)

В то время когда команда собирает текст, остальные члены команд играют в игру «Найди лишнее».

IV. Игра «Найди лишнее»

Условия игры: каждой команде называется по пять предметов. Игроки должны объяснить, почему одно слово является «лишним».

Для команды 1.

1. Существительное, прилагательное, глагол, союз.

2. Дождь, снег, град, луна.

3. Земля, серая, желтая, зеленая.

4. Увидеть, покрасить, краска, добежать.

5. Белый, белизна, белеет, белка.

Для команды 2.

1. Тетрадь, книга, дневник, самолет.

2. Пароход, тепловоз, землетрясение, экипаж.

3. Касса, маска, тонна, килограмм.

4. Ночь, дочь, печь, рожь.

5. Вкусный, интересный, искусный, грустный.

- Придумайте команде противника цепочку из четырех слов, чтобы одно являлось «лишним».

V. Конкурс «Домашнее задание»

- А сейчас домашнее задание. Каждая команда представляет части речи. Задача другой команды узнать, о какой части речи идет речь.

Команда 1 представляет глагол + частица.

Команда 2 представляет наречие + глагол.

VI. Игра «Собери слово»

Условия игры: у каждого ребенка на груди листок с «маленьким» словом, участники каждой команды должны найти себе пару, чтобы получилось другое слово. Команда, которая быстрее соберет слова и объяснит их значения, побеждает.

- Возьмите по карточке, у каждого из вас теперь есть свое имя. Поднимите вверх и прочитайте. А теперь найдите пару, чтобы их этих двух слов получилось одно слово, и, посовещавшись, объясните значение этого слова.

(Следопыт, залежи, газель, фасоль, градус, осадок, штукатур, банкрот, буйвол, балкон)

Следопыт:

1) охотник, высматривающий зверя по следам;

2) человек, который собирает материал о былых исторических событиях, об исторических лицах.

Залежи:

1) скопление полезного ископаемого;

2) надолго оставленная без обработки пахотная земля;

3) то, что долго лежит без движения;

4) залежавшийся товар;

Газель: родственное антилопе млекопитающее, отличающееся стройностью и быстротой бега.

Балкон:

1) выступающая у стены здания площадка с перилами, решеткой;

2) верхний или средний ярус в зрительном зале.

Фасоль: растение семейства бобовых с длинными стручками, а также сами стручки и его плоды.

Штукатур: рабочий, специалист по штукатурным работам.

Градус:

1) единица измерения дуг и углов, равная 1/360 окружности;

2) единица измерения температуры или вязкости жидкости.

Банкрот:

1)несостоятельный должник, отказывающийся платить своим кредиторам вследствие разорения;

2) тот, кто оказался несостоятельным в своей деятельности, в личной жизни.

Буйвол: крупное жвачное животное, родственное быку, с большой головой на короткой толстой шее и короткими ногами.

Осадок:

1) твердые частицы, находящиеся в жидкости и осаждающиеся на дне или стенках сосуда после отстаивания;

2) тяжелое чувство, остающееся после чего-нибудь.

- Сегодня на турнире мы убедились, что вы очень дружные, находчивые, многое умеете и знаете. Но сейчас мы проверим, как вы умеете слушать друг друга. Итак, конкурс «Умеем ли мы слушать друг друга».

VII. Конкурс «Умеем ли мы слушать друг друга»

Ведущий вызывает команду к доске и дает задание составить маленький рассказ.

Каждый должен произнести по одной фразе. Первый участник называет предложения. Второй называет первое предложение и сове, стараясь развить заданную тему. Третий повторяет два предложения и говорит третье и т. д.

- Николай Васильевич Гоголь сказал: «Нет слова, которое бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепало, как метко сказанное русское слово!» Сейчас мы в этом постараемся убедиться.

VIII. Конкурс «Угадай фразеологизм»

Команда инсценирует фразеологизм, а другая команда угадывает и объясняет его смысл.

- Мы сегодня много сочиняли, угадывали, инсценировали, намекали, а теперь я предлагаю вам собрать венок сравнений.

IX. Игра «Венок сравнений»

Игра идет по кругу, то есть каждый должен знать, после, кого он выступает.

Играющие выбирают какое-либо слово (в данном случае слово говорит ведущий). Затем все по кругу начинают сравнивать его с чем-либо, называя при этом основание для сравнения. Задача каждого следующего игрока – произвести убедительное сравнение. Повторяться запрещено. Тот, кто не сумеет ответить, выходит из игры.

Побеждает ответивший последним. (Снимать сравнения как неубедительно можно только в том случае, если сам игрок не может назвать сходные черты или говорит очевидную нелепицу). Победивший зарабатывает своей команде очко.

Слово для команды 1.

Река (она похожа на ленту, такая же длинная и блестящая)

Слово для команды 2.

Дождь (как водопад, как душ, как колыбельная песня)

X. Конкурс «Дальше, дальше, дальше, или Гонка за лидером»

Следующий конкурс поможет выровнять счет или набрать дополнительные баллы. За 2 минуты команда должна дать правильные ответы на большее количество вопросов. Если ответа нет, то капитан говорит: «Дальше», а ведущий задает следующий вопрос.

ХI. Конкурс «Объясни пословицу»

Пока жюри подводит итоги, каждой команде предлагается прочитать зашифрованную пословицу.

1. Хорошую речь хорошо слушать.

2. Красна птица оперением, а человек умением.

Представитель от каждой команды читает пословицу и объясняет ее смысл.

III. Подведение итогов. Слово предоставляется жюри.

Жюри объявляет итоги турнира. Далее следует награждение. Праздник заканчивается песней.

Автор:
Р.В.ЦОЙ, «Старший учитель», отличник образования РК