Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

Нет ничего более практичного, чем хорошая теория


24 июня 2011, 07:34 | 1 788 просмотров



Если учитель понимает, что главная задача преподавателя на уроке – организовать собственную самостоятельную работу каждого ученика с подлежащим усвоению материалом, он сведет свои пояснения и разъяснения к минимуму, посвятив все остальное время урока управлению той работой, которую выполняет в ходе урока с изучаемым материалом каждый из учеников. Чем меньше учитель говорит сам, чем больше он направляет и контролирует работу каждого из учеников в классе, тем эффективнее обучение.

Схема по которой можно организовать усвоение нового материала у меня следующая:

Такая работа направляла усилия обучающего на усвоения нужного материала его собственная работа адекватно подлежащему усвоение материала. Это может быть либо правило, либо разбор и т.д

Учителям русского языка и литературы работать по данной схеме трудней, потому что иногда появляется мертвая схема и тут нужен творчески работающий учитель, чтобы схема ожила, заговорила. Иногда самостоятельная работа ученика может быть безошибочной, он пользовался представленным в его распоряжение образцом и совершенно не соотнося свои действе с изложенным теоретическим материалом. В результате, не- смотря на верный ответ, ценность его работы ничтожно мала: не произошло собственной работай с подлежащим усвоению материалом, а значит, и его усвоения. После объяснение заданий учителем, нужно еще работать с теорией (правилом), а потом выполнять упражнение, чтобы учитель имел возможность проконтролировать ход выполнения каждой операции и результат ее выполнения. Этот этап не может быть совсем самостоятельным, ученики должны говорить чтобы, работа оставляла материальные следы.

В ходе выполнения одного – двух упражнений в подконтрольной форме ученик в основном запоминает все то, на что ему необходимо опираться, работая с изучаемым материалом. Если отдельные ученики не справились с заданием начинается индивидуальная работа, где целесобразно отработать ее отдельно, обеспечив адекватное оперирование с этой отдельно взятой операцией.

Например, вот такая таблица позволяет ускорить темп работы в самом начале ее.

Учащиеся читают таблицу, выделяя в каждом примере производящую основу и словообразовательный суффикс; формируют правила правописания. Материал обобщается на доске и в тетрадях: составляется план ответа, делаются необходимые записи. Особое внимание обращается на запись примеров, отражающую словообразование.

Письменная работа завершается устно: учащиеся дают связанный ответ по обобщающим записям; устно приводят новые примеры, указывая в них производящую основу и суффикс прилагательных, включают данные слова в словосочетания. На этих умениях в дальнейшем строится отработка более сложных действий.

Второй этап обобщения сведений направлен на различие частей речи (прилагательных и причастии): груженный состав грузить (несовершенный вид) – нагруженная повозка нагрузить (совершенный вид); отмечают зависимое от причастия слова, например тяжело раненный боец.

Затем проводится большая работа по закреплению обобщенных сведений.

Первый и второй этапы работы подводят учащегося к третьему этапу. Правописание н и нн в наречиях, то есть образование наречий на – о,-е.

Учащиеся от основы прилагательного (в том числе и прилагательного, перешедшего из страдательного причастия) образует наречие с помощью суффиксов – о или – в

После практической работы по словообразованию учащиеся формируют правило. Таким образом, идет обобщение и отработка материала по частям и в целом.

Постоянное повторение опорных знаний, умений и навыков словообразовательного анализа и формообразования, на которых строится успешное изучение почти всех орфографических правил; это глубинный аспект, направленный на решение проблемы связи теории с практикой письма и речи.

Задаваемые задания создают в ряде случаев ситуации затруднения, выйти из которых поможет дальнейшая работа с учебником. Так мы подходим к работе с учебником.

Такое закрепление провожу при подготовке учащихся к ЕНТ, что дает положительный результат.

Автор:
Т.Н.ИРКИТБАЕВА, учитель русского языка и литературы в казахских классах сш.им.Панфилова, Кербулакский район, село Когалы