Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА


26 августа 2011, 07:44 | 2 283 просмотра


Цели и задачи урока:

•формирование знаний учащихся о проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова.

•развитие устной и письменной речи учащихся.

•прививать любовь к родному языку через игру, используя занимательные задания.

Тип урока: урок повторения и закрепления.

Форма урока: исполнение сказочного сюжета.

Методы: словесный, наглядный, практический, самостоятельная работа

Оборудование: интерактивная доска, иллюстрации к сказке, карточки с заданиями, таблица, сигнальные карточки, тесты.

Ход урока.

Слайд №1.

1.Орг. момент.

2.Минутка чистописания. (Г г).

3. Эмоциональный настрой.

- Вы любите сказки? Сегодня мы с вами совершим путешествие в сказку, которую вы хорошо знаете.

Слайд №2.

4. Сообщение темы и целей урока.

- Мы завершаем изучение темы – «Правописание безударных гласных», вспомним весь пройденный материал по этой теме, в конце урока подведём итог. А вы на уроке покажете свои знания, умения работать. А помогут нам герои сказки. «Под грибом».

Слайд №3.

Как-то раз застал Муравья сильный дождь. Куда спрятаться? Увидел на полянке маленький грибок, добежал до него и спрятался под его шляпкой. Сидит под грибом - дождь пережидает. А дождь идёт всё сильнее и сильнее...

5. Повторение теоретического материала

- Почему безударные гласные нуждаются в проверке?

- Как проверить написание безударной гласной в корне слова? Что такое корень? Какие слова называются однокоренными?

- Всегда ли можно проверить написание безударной гласной в корне? Как поступают в этом случае?

Слайд №4.

6. Словарная работа.

-Поможем муравьишке. Вставим пропущенные буквы в словарные слова, назвать ударные и безударные гласные.

Б…рёза, г…рох, к…пуста, к…ртофель, м…лина, п…мидор, …гурец.

- Что можете сказать о пропущенных буквах? ( Эти гласные надо запомнить, т. к. их нельзя проверить.)

- Запишите любых 5 слов в тетрадь, подчеркните безударные гласные, которые надо запомнить, поставьте знак ударения.

Слайд №5.

Ползёт к грибу мокрая Бабочка:

- Муравей, Муравей, пусти меня под грибок! Промокла я - лететь не могу!

- Заходи, - говорит Муравей. – Только выполни моё задание. Пустил Муравей Бабочку под грибок.

Поможем бабочке - выполним задание.

Слайд №6.

7. Работа над предложением.

Придумать название текста и вставить пропущенные буквы.

Тр-пинка в-дет в лес. На д-ревьях др-жат солнечные зайчики. От ярких цв-тов р-бит в глазах. Звонко кр-чит иволга. Мол-дой зайчишка выб-жал на д-рогу. У н-ры играют л-сята. Чудесно пахнут душ-стые ландыш-.

Слайд №7.

А дождь ещё сильнее идёт...

Бежит мимо Мышка:

- Пустите меня под грибок! Вода с меня ручьём течёт.

- Куда же мы тебя пустим? Тут и места нет.

- Потеснитесь немножко!

-Заходи, только выполни наше задание.

Слайд № 8.

8. Заменить, одним словом и подобрать проверочное слово.

•Дом, где живёт сторож. Сторожка – сторож.

•Самое упрямое домашнее животное. Осёл – ослик.

•Столовая для зимующих птиц. Кормушка – корм.

•Человек, который ухаживает за садом. Садовник – сад.

•Дом диких животных в земле. Нора – норы.

•Свободное от деревьев место в лесу. Поляна – поле.

•Мастер, который чинит часы. Часовщик – час.

ФИЗМИНУТКА

Реснички опускаются,

Глазки закрываются,

Мы спокойно отдыхаем

Сном волшебным засыпаем,

Дышится легко…ровно…глубоко…

Наши руки отдыхают

Отдыхают… Засыпают,

Шея не напряжена

И рассла – бле – на…

Все чудесно расслабляется,

Дышится легко…ровно…глубоко… (Пауза)

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем…

Хорошо нам отдыхать!

Но уже пора вставать!

Крепче кулачки сжимаем.

Их повыше поднимаем.

Потянулись! Улыбнулись!

Работать нужно продолжать!

Слайд № 9.

А дождь всё льёт и не перестаёт... Мимо гриба Воробей скачет и плачет:

- Намокли пёрышки, устали крылышки! Пустите меня под грибок обсохнуть, отдохнуть, дождик переждать!

–Заходи, только выполни задание.

9. Работа по карточкам.

Учитель раздаёт карточки со словами, а дети подбирают проверочные слова.

Слайд №10.

А тут Заяц на полянку выскочил, увидел гриб.

- Спрячьте, - кричит, - За мной Лиса гонится!..

- Давайте ещё потеснимся. Только

спрятали Зайца - Лиса прибежала.

- Зайца не видели? - спрашивает.

- Не видели.

Поможем зайчишке, спасем его от лисы

Слайд №11.

10. Работа в парах. Вставить пропущенные буквы и подобрать проверочные слова.

Слайд №12.

Только спрятали Зайца - Лиса прибежала.

- Зайца не видели? – спрашивает.

- Не видели.

Подошла Лиса поближе, понюхала:

- Не тут ли он спрятался?

- Где ему тут спрятаться?

Прогоним лису. Покажите, какая гласная пропущена.

- Ребята, помогайте!

Слайд №13.

11. Устный диктант с использованием карточек (а, я, о, е).

- Я читаю слова, а вы поднимаете соответствующую карточку, проверочное слово называете устно.

К…рмушка, сн…гирь, кр…льчиха, м…сленка, см…льчак, ч…рвивый, в…здушный, п…лезный, б…глец, в…рхушка, ц…почка, п…лить.

Св…ча - свечи, зв…зда - звёзды, гр…за - грозы, пл…сал - пляшет, з…ма - зимы , стр…на - страны, р…ка - реки, в…да - воды.

Слайд №14.

К тому времени дождик прошёл - солнышко выглянуло. Вылезли все из-под гриба - радуются. А мы пока повторим термины.

Слайд №15.

12. Повторение изученного материала.

- Что такое ударение? (Это выделение голосом одного из слогов в слове).

- Какой слог называется ударным? ( Тот слог, который произносится с большей силой).

- Какие гласные звуки называются ударными? (Гласные в ударных слогах).

- Какие гласные звуки называются безударными? (Гласные в безударных слогах).

- Почему безударные гласные звуки нуждаются в проверке? (Гласные а, о, е, и, я не всегда чётко слышны в словах)

- Как проверить написание безударного гласного в слове? (Нужно изменить слово так, чтобы безударный гласный стал ударным).

Слайд №16.

Муравей задумался и говорит:

- Как же так? Раньше мне одному под грибом тесно было, а теперь всем пятерым место нашлось!

- Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! - засмеялся кто-то.

Все посмотрели: на шляпке гриба сидит Лягушка и хохочет:

- Эх, вы! Гриб-то...

А гриб то вырос.....

А мы с вами проверим наши знания, проведём тестирование.

13. Тестирование.

14. Подведение итогов.

15. Домашнее задание

Дата рождения: 29.05.1967

Образование высшее ЖГУ

Стаж работы 25 лет

Категория первая

Автор:
Л.В.ЕЛИСЕЕВА, учитель начальных классов СШ им. Г. Орманова Аксуский район с.Капал