Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

Организация работы школьного ученического самоуправления


29 октября 2009, 20:23 | 2 445 просмотров



«Самоуправление – это самостоятельность в проявлении инициативности, принятии решения и его самореализации в интересах самого коллектива»

Кабуш В.Т.

Достаточно сложно наладить работу детей по самоуправлению, по причине отсутствия таких способностей у детей при переходе из начального звена в среднее. В начальных классах не все классные руководители уделяют должное внимание такому немаловажному фактору как самоуправление в классе. Ведь фундаментом школьного самоуправления является именно классное самоуправление. Уже в начальных классах осуществляет свою деятельность актив класса, где дети разделены на определенные секторы, но зачастую не все учащиеся задействованы в самоуправлении.

Школьное ученическое самоуправление – это система взаимоотношений, в результате которой развивается способность коллектива самостоятельно ставить цели и реализовывать их. В нашей школе я огромное внимание уделяю ученическому самоуправлению, чтобы оно стало не целью, а средством воспитания. Ведь работа школьного ученического самоуправления (школьного и классного) представляет собой систему взаимодействий «ученики + учителя + родители», а именно эту взаимосвязь мы и преследуем при организации воспитательного процесса в школе.

На сегодняшний день среди управленцев, педагогов, учеников, родителей нет единого мнения о том, в чём заключается смысл понятия «школьное самоуправление». Разобравшись в нескольких ключевых тезисах, характеризующих природу самоуправления, участники семинаров начинают успешно отличать самоуправление от других явлений, таких как детские организации, клубы по интересам или широко распространённые формы «псевдосамоуправления».

Тезисы

1. Самоуправление – это право

На одном из семинаров со школьниками, услышав этот тезис, девочка подняла руку и спросила: «А что такое право?»

Действительно, не зная отличия прав от обязанностей, не понимая природы прав человека, очень трудно разобраться в сути самоуправления.

Предваряя этот тезис, объясните ребятам, что у каждого человека есть права. Права человека защищают людей от злоупотреблений со стороны власти, позволяют им быть независимыми от государства и оказывать на него влияние.

Поясните эту мысль на примере некоторых прав человека. Так, право на жизнь означает, что государство не может лишить человека жизни, даже если он совершил жуткое преступление. Это право, следовательно, ограничивает власть государства по отношению к человеку. Такое право, как свобода совести, позволяет человеку самостоятельно выбирать любую религию, а государство, в свою очередь, не может в это вмешиваться: оно не должно запрещать человеку верить, не может наказывать его за веру, не должно оказывать предпочтение какой-либо религии в ущерб остальным.

Государство не может отнять у человека его права: они есть у каждого лишь только потому, что он является человеком. Человек может использовать свои права по своему усмотрению: государство не может заставить его пользоваться правами человека, и также не может запретить ему это. Каждому праву человека корреспондирует обязанность государства по соблюдению этого права: так, если у человека есть право на образование, то у государства есть соответствующая обязанность по обеспечению этого права – организовать работу образовательных учреждений.

Школьное самоуправление – это право, которым обладают в школе ученики, педагоги и родители. В свою очередь, у администрации школы есть обязанность предоставить ученикам, педагогам и родителям возможность этим правом воспользоваться.

2. Школьное самоуправление – это не «управление самим собой», а управление школой

Одним из прав человека является право на участие в управлении делами государства. Оно означает, что граждане могут выбирать своих представителей в органы власти, а также влиять на власть другими способами: например, направлять предложения, участвовать в референдумах.

В свою очередь, у педагогов, родителей и учащихся есть право на участие в управлении образовательным учреждением, закреплённое Законом «Об образовании». Это право они могут реализовать через систему школьного самоуправления.

Таким образом, школьное самоуправление – это не «управление самими собой», не самоорганизация школьного коллектива, не помощь администрации школы в организации дежурств или проведении мероприятий. Школьное самоуправление – это система, позволяющая ученикам, педагогам и родителям принимать участие в управлении школой.

3. Самоуправление представляет интересы учеников, педагогов и родителей, но не может ими командовать

Самоуправление – это представительство. Ученики, педагоги и родители избирают своих представителей в органы самоуправления и доверяют им участвовать в управлении школой от своего имени. Органы школьного самоуправления представляют тех, кто их избрал и защищают интересы своих избирателей. Они имеют право сказать директору школы: «Мы выражаем мнение учеников (педагогов, родителей)» - и влиять на решение всех школьных вопросов, которые затрагивают интересы учеников (педагогов, родителей).

Органы самоуправления представляют учеников (педагогов, родителей), но не имеют по отношению к ним никаких властных полномочий. Они не могут отдавать им распоряжения, не могут принимать никаких обязательных решений для учеников, педагогов и родителей. Избирая орган самоуправления, вы выбираете не своих начальников, а своих представителей. И можете спрашивать с них, насколько эффективно они защищают ваши интересы. С вас они спросить не могут ничего.

4. Самоуправление не может подчиняться директору школы, наоборот, оно влияет на его работу

Самоуправление можно условно назвать одной из ветвей школьной власти. Другая ветвь власти – административная власть, которую в школе возглавляет директор.

Эти две ветви власти – власть самоуправления и административная власть – не подчиняются друг другу. Директор не может командовать органом самоуправления, точно так же, как в государстве премьер-министр не может командовать парламентом. Самоуправление – это власть. А если это власть, то командовать ею нельзя.

Можно утверждать: как только самоуправление начинает выполнять административные функции (руководить дежурствами, прорабатывать нарушителей дисциплины и пр.), оно перестаёт быть самоуправлением. Оно становится неким штабом добровольных помощников администрации школы, который подчиняется администрации и, следовательно, уже не представляет интересов учеников, педагогов и родителей.

Этот вопрос не так прост для понимания, но разобраться в нём – очень важно. Администрация школы не может возлагать на учеников (педагогов, родителей) свои, административные функции. В свою очередь, и участники самоуправления не могут взять их на себя по собственной инициативе. Вся административная работа в школе, в конечном итоге, связана с ответственностью за жизнь и здоровье школьников. Как только органы самоуправления начинают нести на себе административные функции, они де-факто встраиваются в школьную административную систему, возглавляемую директором. И, следовательно, перестают быть, собственно, самоуправлением.

Органы самоуправления и школьная администрация влияют на работу другу друга, взаимодействуют. Причём именно самоуправление должно оказывать большее влияние на работу директора, а не наоборот. Ведь самоуправление формулирует от имени педагогов, учеников и родителей заказ участников образовательного процесса к данной конкретной школе – тот заказ, который директору предстоит выполнять.

Итак, заказчики – родители, ученики и педагоги. Они высказывают свои мнения и пожелания через систему школьного самоуправления. А директор школы – исполнитель, который должен выполнить заказ государства и заказ самоуправления.

Перед кем же отчитываются органы самоуправления, если не перед директором? Ответ очевиден: перед теми, кто их избрал.

5. Деятельность органов самоуправления должна быть направлена на решение школьных проблем

Основной деятельностью органов школьного самоуправления является работа по защите, «продвижению» интересов учеников (педагогов, родителей) в рамках школы.

Объединения с какой-то иной ведущей деятельностью не могут быть отнесены к органам школьного самоуправления. В том числе, не могут считаться органами самоуправления группы, работающие исключительно для своих членов. Не следует также путать органы школьного самоуправления и общественные организации, работающие на территории школы.

6. Школьное самоуправление состоит из четырёх «блоков»

Формы школьного самоуправления можно разделить на четыре группы:

1. К ученическому самоуправлению относятся органы школьного самоуправления, созданные учениками. Это означает, что такие органы формируют ученики из числа учеников. Соответственно, ученическое самоуправление выражает интересы учеников. Формами ученического самоуправления могут быть ученическая конференция, ученический совет, ученическое собрание класса, правозащитная приёмная и многие другие.

2. К родительскому самоуправлению относятся органы школьного самоуправления, созданные родителями. Наиболее распространены такие формы родительского самоуправления, как родительские комитеты. Но в школе могут работать и иные формы родительского самоуправления.

3. К педагогическому самоуправлению относятся органы школьного самоуправления, созданные педагогами. Как правило, наиболее распространённым органом педагогического самоуправления является педсовет.

4. К общешкольному самоуправлению относятся органы школьного самоуправления, созданные совместно учениками, педагогами и родителями. Эти органы самоуправления должны согласовывать интересы всех участников школьной жизни и поэтому, как правило, имеют полномочия принимать решения, имеющие общешкольное значение. Наиболее распространённой формой общешкольного самоуправления является Совет школы. Также в школе могут существовать формы самоуправления, созданные совместно не тремя, а двумя сторонами: например, учениками и родителями.

В каждой школе самоуправление может быть представлено различными формами. Например, в одной школе может работать только ученическое самоуправление, а в другой школе – формы самоуправления всех четырех групп.

7. Самоуправление – это не соподчинённая структура: у каждой формы самоуправления – свои полномочия

В структуре самоуправления нет жёсткой соподчиненности. Нельзя говорить, что школьный совет – главнее ученического совета. У каждого из этих органов должны быть свои полномочия и свой круг вопросов, на решение которых они могут влиять. Совет школы не может командовать ученическим советом. Органы школьного самоуправления могут работать вне зависимости друг от друга.

Вместе с тем, органы школьного самоуправления могут взаимодействовать. Так, на наш взгляд, при формировании Совета школы, представителей учеников, родителей и педагогов должны направлять органы ученического, родительского и педагогического самоуправления. Это позволит педагогам, ученикам и родителям вносить на рассмотрение Совета школы вопросы, в решении которых они заинтересованы, а представители в Совете школы будут более эффективно отстаивать интересы своих избирателей.

Можно рассмотреть несколько ситуаций и комментариев к ним, для проверки понимания тезисов о самоуправлении:

Ситуация 1. Ученики создали в школе добровольческую группу помощи ветеранам.

Комментарий: Такая группа не относится к школьному самоуправлению. Её деятельность направлена не на решение проблем учеников, а на решение проблем ветеранов – то есть, на решение социальной проблемы вне школы.

Ситуация 2. Ученики выпускают газету о жизни школы.

Комментарий: Если в этой газете ставятся проблемы школы, то такую детскую редакцию можно считать органом школьного ученического самоуправления – налицо стремление ставить вопросы, которые необходимо решать, влиять на общественное мнение, следовательно, способствовать изменению ситуации в школе. Но если эта газета не рассматривает школьных проблем, а пишет о школьных праздниках, конкурсах, увлечениях учеников, вряд ли её можно считать формой школьного самоуправления.

Ситуация 3. Ученики сами организуют дежурство по школе.

Комментарий: Дежурство по школе – это форма самообслуживания, но не самоуправления. Орган школьного самоуправления не может командовать школьниками – следовательно, он не может расставлять школьников на «посты» в школьных коридорах или, тем более, выполнять полицейские функции. Если школьники в классе договорились по очереди накрывать в столовой, здесь также нет признаков самоуправления – эта деятельность не выходит за рамки классного коллектива, то есть является не самоуправлением, а самообслуживанием

Следующие ситуации помогут Вам научиться оценивать процедуры работы органов самоуправления.

Пример 1. Заседания ученического совета ведёт учитель.

Комментарий: Ученический совет – это орган ученического самоуправления, который формируется учениками из числа учеников. Его работой не может руководить учитель. Педагог может участвовать в работе ученического совета на правах консультанта с согласия ребят. Доверить ему ведение заседаний ребята могут только на первых порах, пока они не научатся делать это самостоятельно.

Пример 2. Заместитель директора школы по воспитательной работе дал задание ученическому совету провести школьный праздник.

Комментарий: В этом случае, можно говорить о подчиненности органа самоуправления школьной администрации. Если ученический совет выполняет задания школьной администрации, то он автоматически перестаёт быть независимым представителем интересов учеников – выходит из области самоуправления. Заместитель директора может попросить у ученического совета оказать помощь в проведении праздника, но решение об этом остаётся на усмотрение самого ученического совета.

Следующие ситуации помогут вам понять, как орган самоуправления может реагировать на те или иные школьные проблемы.

С помощью схемы «Структура Совета школьников» можно легко проследить взаимосвязь каждого из ее компонентов

В итоге можно сделать вывод, что наличие органов самоуправления в школе необходимо так как ведет к развитию и упрочению детской организации как основы для межвозрастного конструктивного общения, социализации, социальной адаптации, творческого развития каждого учащегося;

-создает новый стиль взаимоотношений между взрослыми и детьми, стиль совместной, равноправной, взаиморазвивающей, интеллектуальной творческой деятельности;

-ведет к использованию в повседневной работе разнообразных доступных и интересных детям младшего школьного возраста форм и методов работы;

-развивает познавательный, коммуникативный, нравственный, физический, эстетический потенциал личности ребенка;

-включает родителей учащихся в воспитательный процесс;

-ведет к сплочению классного коллектива.

Автор:
САВЧУК ДМИТРИЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ, Алакольский район