Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

Применение интерактивного метода обучения как средство повышения познавательных способностей учащихся


29 октября 2009, 20:30 | 1 754 просмотра



В нашем обществе происходят и, наверное, будут просходить изменения всех сторон жизни в государстве как политических, так и социально-экономических. Все эти прогрессивные изменения коснулись естественного процесса профобразования, который должен быть приведен в соответствие с потребностями общества в высоко квалифицированных кадрах, с прочными и глубокими знаниями, способных к саморазвитию и самореализации.

На основании образовательных стандартов и с учетом квалификационных характеристики, цель профессионального образования – подготовка высококвафицированных и разносторонне развитых личностей, способных к активной социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразрованию и самосовершенствованию.

В законе об образовании говорится, что учащийся имеет право на получение всего комплеска учебных знаний. Преподаватель профессионального лицея должен формировать высококвалифицированного специалиста-гражданинан РК, способного к активной жизненной позиции , правильно ориентирующего в современной системе ценностей нашего общества.

Городская программа образования помогает воспитывать личностей с развитыми познавательными способностями, легко адаптирующихся к потребностям современной жизни.

Задача, стоящая перед преподавателями лицея, – готовить молодое поколение, которое гибко приспосабливается к стремительным изменениям, происходящим в мире, влияет на происходящее социальные перемены, с активной позицией в жизненных обстоятельствах, критически мыслящих, способных к пониманию других людей и сотрудничеству, возрастающей личной ответственностью, за свое самообразование, самосовершенствование и карьерный рост.

Анализ собеседования, анкетирования в процессе обучения учащихся первого курса показал, что у них:

•Низкий показательный уровень;

•Низкая активность в изучении;

•Недостаточно развиты мыслительные способности;

•Не могут четко сформулировать свою мысль;

•Не осознают необходимость овладения теми или иными знаниями.

С другой стороны, учащиеся испытывают потребность в деятельности, которая ведет приобретению знаний, понимают, что без знаний нельзя успешно организовать жизнь, производственную деятельность , правильно мыслить, правильно действовать.

Эти тенденции требуют изменений стратегии образования и обучения подрастающего поколения.На первый план при обучении выходят не функциональные компетенции, а воспитание таких личных способностей учащегося, которые впоследствии позволяют ему занять активную позицию в жизненных обстоятельствах и самому определить образовательную траекторию, карьерный рост, понимание других людей и сотрудничество.

Поэтому в последнее время столь велик интерес к тем образовательным моделям, педагогическим инновациям, технологиям и методам, которые оказываеются наиболее эффективными для данной цели.

Главной отличительной чертой интерактивных методов обучения является инициативность учащихся в учебном процессе, которую стимулирует педагог из позиции партнера помощника. Ход и результат обучения приобретает личную значимость для всех участников процесса и позволяет развить у учащихся способность самостоятельного решения проблемы.

Вопросами совершенствования учебно-воспитательного процесса, развития познавательных способностей учащихся, формирование у них основных приемов и навыков учебной деятельности занимались различные отечественные и иностранные специалисты по педагогике и психологии. В педагогике под познавательной деятельностью понимают совокупность мер, предпринимаемых с целью ее эффективности. (С.Я. Батышев)

- Нельзя не согласиться с Л.Г.Выготским: «Для того чтобы учащийся по- настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренни приняты или чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли отклик в его переживаниях. Развивающие особенности это развитие физических, познавательных, нравственных способностей учащихся путем использования из потенциальных возможностей.

Анализ литературы о развитии познавательных способностей учащихся показывает, что эту проблему решали многие. Среди них Р.Декарт, Г.В.Лейбниц. Они утверждали, что «это врожденное образование». «Способности – индивидуально-психологические особенности личности, являются условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности». («Педагогический словарь». Коджаспирова Г.М.). Способности включают в себя как отдельные знания, так и готовность к обучению новым способам и приемам деятельности (М.Н. Скаткин «Совершенствование процесса обучения»).

Мне ближе трактовка Г.И.Щукиной этого понятия «как процесса активизации своей деятельности самими учащимися. Самореализация активной деятельности учащихся происходит в ситуациях, побуждающих его к самостоятельным решениям и действиям, к свободному выбору заданий творческой деятельности. В процессе активизации формируются ценнейшие свойства личности учащегося, его активный отклик на окружающее, его творческие устремления. Становление учащегося субъектом деятельности обеспечить его активную жизненную позицию».

В.Н.Максимова писала о влиянии познавательной деятельности на личность учащегося, способствующей положительному отношению его к учебному процессу, к систематическому познанию им содержания знаний, к овладению умением познавать.

«Невозможно переоценить значение познавательной деятельности, утверждает Г.М.Щукина, - для общего развития учащегося и формирования его личности, под влиянием познавательной деятельности развиваются все процессы сознания».

Познание требует активной работы мысли и совокупности всех процессов сознательной деятельности. Овладение знаниями, их присвоение требует не только запоминания, но и их переосмысливания. Сравнение, систематизция, конкретизация, анализ, обобщение и множество других операций познавательной деятельности способствуют апробированию знания, совершенствованию их усвоения. Знания, наполненные глубокими понятиями, приобретают для учащихся личностную значимость и надолго остаются в их памяти.

Опираясь на труды психологов и педагогов, я убеждаюсь , что познавательная деятельность способствует подготовке образованных, отвечающих потребностям общества, высококвалифицированных кадров, с прочными, глубокими знаниями, способных к саморазвитию и самореализации возможностей.

Все вышесказанное и составило предпосылки для моей разработки. Замысел ее в том, чтобы повысить эффективность развития познавательных способностей учащихся путем применения интерактивных методов обучения, что означает:

-Способность к анализу информации и определению проблемы;

-Умение находить возможности и ресурсы для решения проблемы;

-Умение вырабатывать стратегию достижения целей и планировать конкретные действия;

-Способность к дискуссии и переговорам, т.е. умение выслушивать собеседника, аргументированно убеждать и принимать коллегиальное решение.

Условием, а также результатом успешного применения интерактивных методов обучения является способность к коллектив ной работе и партнерскому общению учащихся между собой и с педагогом. Данный метод еще и тем интересен, что при проведении занятий, в зависимости от целей и временных возможностей, может ограничиться использованием его отдельных элементов (этапов). В другие же случаях может включать в себя:

- ролевые игры;

- мозговой штурм;

- групповая работа (мелкими группами);

- анализ конкретных ситуаций;

- портфолио;

- кейсы.

Один из интерактивных методов, используемых мною, является метод конкретных ситуаций, который позволяет студенту научиться: объективно оценивать реальную обстановку, оперативно ориентироваться в различных обстоятельствах, выделять профессиональную проблему, учитывать интересы и возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их деятельность.

В основе метода конкретных ситуаций лежит описание конкретной профессиональной деятельности или эмоционально-поведенческих аспектов взаимодейстия коммерсантов. При изучении конкретной ситуации и анализе конкретного примера студент должен вжиться в конкретные обстоятельства, понять ситуацию, оценить обстановку, определить, есть ли в ней проблема и в чем ее суть. Определить свою роль в решении проблемы и выработать целесообразную линию поведения. Метод конкретных ситуаций можно разбить на этапы:

1) Подготовительный этап;

2) Ознакомительный этап;

3) Аналитический этап;

4) Итоговый этап;

На первом этапе преподаватель конкретизирует цели, разрабатывает соответствующую «конкретную ситуацию» и сценарий занятия. При разработке важно учитывать ряд обязательных требований:

-Пример должен логично продолжать содержание теоретическогго курса и соответствовать будущим профессиональным потребностям сегодняшних школьников;

-Сложность описанной ситуации должна учитывать уровень возможностей школьников, т.е. одной стороны, быть по силам, а с другой, вызывать желание с ней справиться и испытать чувство успеха;

-Содержание должно отражать реальные профессиональные ситуации, а не выдуманные события и факты;

-Школьникам должны быть предоставлены четкие инструкции работы над конкретной ситуацией.

На втором этапе происходит вовлечение учащихся в живое обсуждение реальной профессиональной ситуации. Преподаватель обозначает контекст предстоящей работы, обращаясь к компетентности учащихся в определенной области. Знакомит школьников с содержанием конкретной ситуации, индивидиуальной и групповой. В этой методике большую роль играет группа, т.к. повышается развитие познавательной способности во время обсуждения идей и предлагаемых решений, что является плодом совместных усилий. По этой причине ознакомление с описанием конкретной ситуации полезно выполнять в ма лой группе.

Анализ в групповой работе начинается после знакомства студентов с предоставленными фактами и предлагаются следующие рекомендации:

-выявление признаков проблемы;

-постановка проблемы требует ясности, четкости, краткости формулировки;

-различные способы действия;

-альтернативы и их обоснование;

-анализ положительных и отрицательных решений;

-первоначальные цели и реальность ее воплощения.

Результативность мною используемого метода увеличивается благодаря аналитической работе школьников, когда они могут узнать и сравнить несколько вариантов решения одной проблемы. Такой пример помогает расширению индивидуального опыта анализа и решения проблемы каждого школьника.

Так как анализ конкретной ситуации – групповая работа, то решение проблемы желательно в форме открытых дискуссий. Важным моментом является развитие познавательной деятельности и принятие чужих вариантов решения проблемы без предвзятости. Что позволяе студентам развивать умение анализировать производственные ситуации и вырабатывать самостоятельные решения, что необходимо каждому, особенно в современной рыночной экономике. Особенностью моего метода является то, что перенося условия произведения урока на интерактивный метод не теряет своей актуальности.

В результате использования в моей педагогической работе интерактивного метод учащиеся улучшили познавательные способности. При использовании моего интерактивного метода обучения учащиеся научились: оперативно мыслить, анализировать производственные ситуации, вырабатывать самостоятельные решения , кратко и четко излагать свои мысли. Повысились активность и заинтересованность. Изученный материал усваивался полнее.

Усешность моего интерактивного метода потверждается хорошими показателями при проведении контрольных и проверочных работ. По итогам тестирования качество обучения учащихся повысилось именно в тех классах, где использовались методы интерактивного обучения. Использование интерактивного метода для развития познавательных способностей у моих учащихся привели к следующим изменениям:

1)повысился познавательный уровень;

2)повысилась активность при изучении и закреплении материала;

3)повысилась мыслительная способность (обоснование своих высказываний);

4)самостоятельность при выполнении практических работ и заданий;

5)научились отбирать и обобщать необходимые материалы.

Особенность моей разработки – интерактивные методы познавательной деятельности помогают эффективно организовать получение учащимися собственного нового опыта и его осмысливание.

При использовании интерактивного метода обучения каждый учащийся становится: участником совместного исследования и решения проблемы, участником ролевой игры или анализа конкретной ситуации , групповой дискуссии или мозговой штурм.

Анализ предлагаемой мною работы показал, что перенос интерактивных методов обучения со стандартных методов и приемов не теряет своей актуальности и современности, способствующей развитию предприимчивости, активности, критическому мышлению, самостоятельности, ответственности, пониманию других людей и сотрудничеству.

Результаты и практика моей деятельности были предоставлены в рамках «педагогического совета» и получили высокую оценку. Данный опыт представляет интерес для преподавателей любых дисциплин и мастерам П.О. как способ повышения познавательных способностей учащихся и дальнейшей работе над интерактивными методами познавательной деятельности.

Автор:
Н.Л. Пасюгина, Алакольский район