Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

КАК ПРАВИЛЬНО ОСУЩЕСТВИТЬ ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ТЕХНИКОЙ ЧТЕНИЯ


16 сентября 2011, 07:32 | 3 135 просмотров



Переход на 12-летнее обучение предполагает изменения не только в структуре школы, учебно-методическом обеспечении, введении новых здоровьесберегающих технологий, вытеснения модели учитель-ученик-учитель, но и качества внутришкольного контроля. Являясь экспериментальной школой по подготовке к внедрению 12-летнего обучения, мы столкнулись с немалым количеством новых подходов как в обучении и воспитании, так и в управлении школой. Вопрос, который волнует каждого руководителя:«Как повысить качество знаний школьников? Как научить их грамотно писать, правильно и выразительно говорить, обогатить словарный запас?». И начинается поиск инновационных технологий, с применением или без интерактивных досок и всего прочего. Мало кто задумывается над тем , что всё дело в умении правильно и культурно читать. Свой поиск мы начали с изучения огромного количества литературы по проблеме чтения. Особенно полезными оказались труды М.П.Гурьянова, Е.Е.Сартакова, О.Ю.Степанова, В. Конаржевского. Всё то, что мы находили, адаптировали под нашу школу, это легло в основу «Рекомендаций по контролю за техникой чтения» для учителей своей школы и школ нашего района. На страницах вашей газеты мы хотели бы поделиться с результатами своих поисков с коллегами, которым небезразлична судьба школьника. Вместе с тем хотелось бы знать об опыте других школ по данной проблеме , ибо правильное чтение - главное орудие школы, которым она должна действовать как на умственное, так и на нравственное развитие своих питомцев. Особенно это касается начальной школы.

В.А. Сухомлинский выделяет пять «резцов» инструмента, с помощью которого человек может добывать знания:

-умение наблюдать явления окружающего мира;

- умение думать;

-умение выражать мысль о том, что видишь, делаешь, наблюдаешь;

- умение читать;

-умение писать.

Главную причину слабых знаний учащихся он совершенно справедливо видел в неумении пользоваться этими «резцами» и прежде всего в неумении активно наблюдать и читать.

«Большая беда заключается в том, - писал В.А. Сухомлинский , - что чтение не стало для многих учеников полуавтоматическим процессом. Мы увидели, что во время чтения того или иного текста все умственные силы многих детей идут на самый процесс чтения – ребенок весь напрягается, он вспотел, он боится, что слово будет прочитано неверно, он спотыкается на многосложных словах, он не умеет воспринимать их и группы слов как единое целое. У него не остается сил на то, чтобы понять смысл прочитанного. И если рассматривать процесс чтения, технику чтения: то с первого взгляда они кажутся удовлетворительными»

Вот это кажущееся внешнее благополучие и приводит многих учителей и руководителей школ к заблуждению. Многие считают, что если ученик уложился в норму, то у него с техникой чтения все в порядке.

Скорость чтения – это, конечно, показатель техники чтения, но далеко не единственный, и по нему нельзя судить, как это нередко мы делаем в школе, ни о технике, а тем более о культуре чтения. Необходимо довести технику чтения до того, чтобы ученик думал о смысле того, что он читает. Вот тогда инструмент, о котором писал В.А. Сухомлинский, заиграет у него в руках. Многолетие наблюдения этого замечательного педагога привели его к выводу о том: «Чтобы научиться выразительно, бегло, сознательно читать, чтобы ученик думал о содержании того, что он читает, а не о том, как правильно прочитать, ему надо в начальных классах читать вслух не менее двухсот часов в классе и дома и читать тихо, про себя не менее двух часов. Учитель распределяет эту работу по времени, а директору и завучу надо проверять, как учитель изучает индивидуальное чтение каждого ученика ».

Короче говоря, ученик, не научившийся обладать техникой чтения, никогда не будет успевать по другим предметам.

Однако, прежде чем говорить об анализе техники чтения, необходимо обратить внимание учителя, руководителя школы на проб-

лему культуры чтения, ибо без знания сути этой проблемы невозможно анализировать его технику.

ЧТО ТАКОЕ КУЛЬТУРА ЧТЕНИЯ?

Во – первых, это умение сравнительно быстро разобраться в смысловой структуре текста, выделять основные смысловые позиции содержания прочитанного материала.

Во – вторых, умение вести запись прочитанного с последующим ее использованием.

В – третьих, это знания приемов запоминания текста.

В – четвертых, культура чтения предполагает умение активизировать собственную мысль, фиксировать собственные мысли и идеи, появившиеся в ходе чтения.

В – пятых, культура чтения - это понимание текста.

В – шестых, быстрота чтения.

Каким образом можно провести анализ понимания учащимся прочитанного текста?

1. Определить, может ли ученик разделить текст на смысловые части.

2. Уяснить, способен ли ученик выделить в тексте «смысловые опорные пункты», выражающиеся в виде тезисов, в которых заключаются основные мысли каждого раздела или в виде заголовков смысловых частей текста.

3. Определить, способен ли ученик соотнести содержание текста с имеющимися у него знаниями.

4. Выяснить, может ли ученик соотнести между собой различные части текста.

5. Определить, может ли ученик пересказать текст своими словами.

А теперь перейдем к вопросу о том, как анализировать технику чтения. Дело это далеко не простое, и поэтому его необходимо декомпозировать на пять этапов.

Первый этап: анкетирование учащихся, техника чтения которых будет анализироваться.

ТЕКСТ АНКЕТЫ

1.Какие книги ты прочитал за четверть?

2.Какие книги ты прочитал вместе с папой и мамой?

3.Сколько книг подарили тебе за …… классы?

4.Твой любимый писатель?

5.Читаешь

ежедневно

через день

1-2 часа (нужное подчеркни)

30 минут в день менее

30 минут в день

6.Есть ли дома библиотека?

Обработка данных анкеты сразу же Вам покажет:

-уровень пропаганды книги в школе и дома (вот вам и контроль за работой школьной библиотеки);

-читаемость семьи, отношение к книге;

-начитанность учащихся;

-работу родителей ,учителя, библиотекаря с ребенком по обработке техники чтения.

Второй этап: знакомство с читательскими формулярами учащихся в школьной библиотеке:

-что читают;

-количество прочитанных книг за определенный промежуток времени;

-по названию книг определить, дает ли библиотекарь квалифицированные советы учащимся по выбору книг для чтения, руководит ли чтением;

-круг интересов ребёнка (это нужно знать и психологу)

Третий этап: посещение нескольких уроков чтения в начальных классах, а в средних классах уроков, связанных с чтением текста. Определить в ходе этого посещения:

-много ли на уроках чтения читают или больше разговора о чтении;

-не подменяется ли чтение воспитательными беседами;

-учат ли на уроках выразительному чтению;

-борются ли со смысловыми и другими ошибками во время чтения;

-исправляют ли в ходе чтения неправильные ударения.

Четвертый этап: только после того, как будет проанализирована вся собранная информация в результате осуществления трех этапов, рекомендуется приступать непосредственно к проверке техники чтения.

Она складывается из следующих алгоритмических предписаний:

1.Проверить темп (скорость чтения-то, что мы называем хронометражем).

2.Выяснить способ чтения: как читают, по слогам или полным словом.

3.Определить уровень ошибочности при чтении:

-искажение слов,

-неправильные ударения,

-смысловые ошибки.

Эта часть проверки техники чтения особенно важна, ибо ошибки при чтении обязательно превращаются в ошибки при письме.

4.Определить выразительность чтения. Читать выразительно – значит осмысленно выражать отношение к читаемому или, проще говоря, видеть и соблюдать соответствующую интонацию.

Эта часть проверки особенно важна, ибо она связана с проверкой осознанности чтения, с проверкой того, как слово входит в сознание ребенка.

Как правило, в школах в основном проверяется только темп чтения. Это неверный подход. Он приводит к тому, что мы считаем проблему техники чтения разрешенной в начальной школе, а затем в среднем звене недоумеваем, почему наши ученики этой техникой не владеют в такой мере, чтобы усваивать материал, решать задачи и т.д. Корень зла в том, что они не умеют бегло и осознанно читать.

Таким образом, при проверке техники чтения необходимо обязательно выходить на связи двух процессов: формирование навыков чтения и условие содержания читаемых текстов.

Такая проверка может осуществляться различными методами. Вот один из них:

-внимательно на скорость читается текст, определяется темп чтения;

-затем учащимся предлагается по памяти записать первые два-три предложения, подчеркнуть в них две-три орфограммы;

-предлагается на скорость прочитать отрывок - затем пересказать прочитанное;

-предлагается на скорость прочитать отрывок, а затем выделить главную мысль в содержании этого отрывка и т.д.

Учитель обязан научить ученика читать бегло, выразительно и сознательно!

5.Выяснить уровень восприятия учащимся слов (зрительный, мыслительный).

Определить, воспринимают ли они логические предложения, неумение читать обязательно наложит отпечаток на их мышление. Неумение читать - это не следствие нарушения в умственном развитии ребенка, а причина задержки этого развития.

Только осуществление всех вышеперечисленных операций может дать руководству школы представление о технике чтения учащихся, только в таком случае понятие «техника чтения» не будет подменяться понятием «темп чтения».

Пятый этап. Далее необходимо выяснить, каким образом уровень техники чтения оказывает влияние на грамотность учащихся.

Для этого в ходе анализа нужно выйти на следующие связи:

техника чтения ’! формирование навыков правописания,

техника чтения ’! усвоение правил правописания,

техника чтения ’! формирование орфографических навыков (искажая слово при чтении, ученик, как правило, искажает его и при письме),

техника чтения ’! активный и пассивный запас слов.

Однако на этом завершить анализ нельзя. С результатами анализа техники чтения обязательно должны быть ознакомлены родители учащихся, ибо работать по совершенствованию техники чтения школе необходимо вместе с ними.

Уважаемые коллеги, хотя бы раз, для себя, проверьте по данной технологии названную проблему и вы увидите, что здесь не всё так благополучно и это действительно проблема. Подобная работа должна проводиться не только учителями начальных классов или языковедами, но и всеми другими предметниками.

Почему мы уделили столько внимания проблеме техники чтения? Потому что, не разрешив ее, невозможно разрешить следующую чрезвычайно важную для любой школы проблему: формирование и развитие у учащихся познавательного интереса, без которого невозможно развитие интеллектуальной, конкурентноспособной личности.

Здесь же хотелось бы поднять ещё одну проблему, связанную с чтением.

Внеклассное чтение в общеобразовательной школе сведено исключительно к художественной литературе Конечно, очень важно посредством внеклассного чтения расширить литературные горизонты школьника и приобщить его к систематическому чтению и анализу беллетристики и поэзии Но разве менее важно приобщение школьника к чтению научно-популярной литературы по физике, химии, языку, истории, биологии, астрономии? Я внимательно изучила программы всех школьных предметов - в большинстве из них имеются списки учебных фильмов, диафильмов, диапозитивов, учебников и методических писем, но только в одной программе по географии - удалось обнаружить краткий список научно-популярной литературы. На вопрос, как реализуется этот список, ответ был прост -нет времени, некогда заниматься популяризацией этой интереснейшей литературы, организацией и учетом её чтения, а тем более обсуждением прочитанного.Ведь программа не выделяет на это и часа. Так что этот список никого ни к чему не обязывает.

Действительно, в объяснительных записках к программам не встретишь указаний об организации внеклассного чтения научно-популярной литературы. Считаю, что часы бесед по внеклассному чтению должны быть выделены и для других основ наук. Практикой давно доказано, что как только учитель начинает читать научно-популярную книжку, к тому же интригующе написанную, внимание учащихся всегда стопроцентное, интерес неподдельный, КПД урока самый высокий.

В объяснительных записках к каждой программе чётко указано. какие именно умения и навыки должны приобрести учащиеся в процессе изучения основ данной науки, но тщетно было бы искать в этом перечне умения читать учебную, научно-популярную, справочную литературу. А ведь методика чтения исторического романа существенно отличается от чтения научно-популярной литературы по химии, музыке, географии и т.д.

Квалифицированный читатель, которого должна и обязана воспитать школа, должен отвечать определённым требованиям. Вот некоторые из них: он должен владеть несколькими методами чтения - обычное, выборочное, скоростное, уметь читать «с карандашом в руке», осмысливать прочитанное и делать соответствующие выписки, анализировать, сопоставлять информацию нескольких источников, обобщать свои наблюдения, уметь читать подтекст произведения, простой чертёж, карту. Без формирования читательских умений невозможно настоящее развитие учащегося. Воспитание его тоже по-настоящему неосуществимо без сформированных читательских умений, без культуры чтения, без эмоциональной восприимчивости, без образного мышления. Формирование всесторонних читательских умений решает задачи и образования, и развития, и воспитания.

Автор:
Ж.М.ЧУЮМБЕКОВА, директор, учитель русского языка и литературы средней школы имени Ж.Тобаякова села Жайнак Кербулакского района Алматинской области