Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

Психолого-педагогические аспекты улучшения качества знаний из опыта работы


18 ноября 2011, 07:25 | 1 555 просмотров



«Качество образования должно отвечать самым высоким международным требованиям» - отметил Президент в Послании народу Казахстана. Глава государства неоднократно в своих выступлениях уточнял, какие педагоги требуются нашим школам, особо отмечая, что это должны быть не просто специалисты, досконально знающие предмет, а истинные патриоты, знающие историю и традиции своего народа. Это особенно важно в контексте предстоящего перехода на 12-летнее образование.

Важно, что в послании говорится о дальнейшем реформировании нашей системы образования, доведении ее до европейских стандартов.

Современные методы обучения и подготовка конкурентоспособных кадров, именно этого требует Глава государства в Послании народу Казахстана.

Человек — главное богатство страны.

Успешность реализации стратегии модернизации страны зависит прежде всего от знаний, социального и физического самочувствия казахстанцев.

Интеграция мировой экономики в условиях глобализации выставляет четкие требования к образованию которое становится не только двигателем инновации внутри стран, но и катализатором международного сотрудничества в освоении технологии будущего. Казахстанская система образования идет в ногу со временем.

Глобализация — ключевая реальность XXI века, которая глубоко затронула образование.

Поэтому в новом свете XXI века образование является главным инструментом в развитии человеческого капитала, без которого немыслимо успешное развитие любого государства.

И роль учителя в решении этих задач неимоверно возрастает. Требования к профессионализму и личности учителя должны соответствовать поставленным задачам — вырастить и воспитать компетентные, конкурентоспособные личности, граждан, способных эффективно общаться на государственном, русском, английском языках. Сегодня учитель является не столько источником, сколько другом, наставником, руководителем самостоятельного поиска знаний детьми. Поэтому принцип ведомости, столь естественный ранее, в новых условиях все чаще сочетается с принципом сотрудничества между детьми и педагогом. А реализоваться он может только при умелой организации обучения, грамотно выстроенных взаимоотношениях с детьми.

Что же такое педагогическое общение? Это, прежде всего, социально — психологическое взаимодействие учителя и учащихся с целью:

-организации отношений;

-организации воспитательного воздействия;

-обмена информацией с помощью коммуникативных средств.

Замечательный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Слово учителя — это ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника. Искусство воспитателя включает, прежде всего, искусство говорить, обращаясь к человеческому сердцу».

Существуют три основных направления стилей общения: демократический, либеральный, авторитарный.

Цель моей педагогической работы — воспитание образованной, свободной, творческой личности, трудящейся для своего блага и на благо других людей.

Самыми плодотворными приемами этого направления является общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью. Работая с текстом, выделяю ключевые слова, которые становятся лейтмотивом урока не только учебного материала, по воспитанию нравственности. Текст о Родине позволяет организовать творческую работу со словом «Родина»:

1)синонимы,

2)какую роль играет в жизни каждого человека,

3)за что погибали наши земляки в В.О.В.,

4)придумать предложения,

5)мини-сочинение из 5-6 предложений.

В школьных классах встречаются разные дети, обладающие индивидуально-психологическими различиями. В классах, собранных из однотипных детей, скорость обучения и особенно процесс социализации, замедляются, так как ребенок недополучает внешних стимулов для активной ориентировки в ситуации. Поэтому учитель просто обречен на то, чтобы уметь строить работу с классом с учетом различий в психологии детей.

В моем классе нет учеников с неудовлетворительным уровнем.Особенно важно создавать благоприятную психологическую обстановку. Каждое, даже самое незначительное продвижение ученика, самое маленькое достижение необходимо заметить, высказать доброе слово и выразить надежду на то, что за этим достижением последуют новые победы. «Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства» - это первая заповедь воспитания. В своей работе я руководствуюсь оценкой позитивной деятельности ученика. Я стараюсь отметить каждый самый маленький успех учеников.

Эффективность образования напрямую зависит от степени активизации всех органов чувств: чем разнообразнее чувственное восприятие учебного материала, тем прочнее он усваивается и тем выше качество обучения.

Чтобы более эффективно управлять познавательной деятельностью учащихся, я разрабатываю систему структурно-информационных карт на уроках русского языка. Они представляют собой серию заданий, раскрывающих содержание определенной темы.

Причины неуспеваемости учащихся, это слабое владение учебными приемами. Для достижения повышения качества обучения необходимо формировать учебно-познавательные способности не только на эмпирическом, но и на теоретическом уровне.

Главные признаки теоретического уровня формирования умения учиться: разъяснение способов учебно-познавательной деятельности и осознанное применение их учащимися.

Очень помогает развивать речь, память, воображение проведение речевых минуток, которые я провожу каждый урок. Заранее даю тему, на которую ученик составляет и выучивает связный рассказ который оценивают и рецензируют ученики.

Я формирую на уроках литературы умение уч-ся рецензировать ответы своих товарищей, и учащиеся смогут использовать это в ходе изучения других предметов лишь в том случае, если учитель разъяснит, из каких умственных действий состоит этот общеучебный прием.

Интересной для человека может стать лишь такая работа, которую он умеет хорошо делать и которая вследствие этого приносит ему радость успеха. Интерес у школьников может вызвать не только изучаемый материал, но и сам процесс овладения знаниями и умениями, если этот процесс осуществляется осознанно и результативно. Большую роль в этом процессе играют приемы мышления. Основными из них является логическое мышление, основой которого анализ - мысленное расчленение целого на части ( от предметно-наглядного анализа к словесно-логическому). С анализом неразрывно связан синтез, который представляет собой противоположную мыслительную операцию. Развивать эти приемы мышления помогает текст.

Я на своих уроках русского языка стараюсь создавать условия для активной речевой практики учащихся, обеспечивать комплексное обучение учащихся всем видам речевой деятельности — слушанию, говорению, чтению, письму.

Понимая поставленные перед учительством страны и передо мной задачи, я стараюсь максимально использовать в своей работе достижения психолого-педагогической науки, технологических средств, структурно-информационных карт, мультимедийных слайд-фильмов, видео- и аудио материалов для повышения качества знаний, для решения тех задач, которые требует время и наше государство.

Хочется надеяться, что в скором будущем всеобщими усилиями дети Казахстана станут самыми счастливыми, здоровыми и образованными детьми в мире.

Автор:
А.Н.БОРАМБАЕВА, учитель русского языка и литературы школа-гимназия №1, г. Саркан.