Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

Использование коммуникационных технологий в преподавании иностранного языка


18 ноября 2011, 07:24 | 1 603 просмотра



Система использования ком-

муникационных техноло-

гий на уроках иностранного языка включает совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих форм по развитию речевых, грамматических навыков учащихся, а также методов и видов внеурочной деятельности, объединенных общими целями.

С точки зрения системного подхода к формированию личности, неправомерно искусственное разграничение задач учебного и воспитательного процессов и их изолированное решение. Поэтому каждая организационная форма по использованию коммуникационных технологий долж-

на быть многофункциональной, оказывать воздействие на многие стороны личности учащихся. Например, организуя работу над выразительным чтением стихов на иностранном языке, преподаватель не может ограничиться только постановкой техники выразительного чтения. Он целенаправленно формирует коммуникативные умения и навыки, проявляет заботу о расширении кругозора учащихся, воспитывает эстетическое отношение к литературе страны изучаемого языка и к самому языку, развивает сценические способности, потребность в общении с прекрасным в изучении иностранного языка. Умело подбирая материалы для выразительного чтения, преподаватель формирует идеалы и мировоззрения учащихся. При этом он опирается на уже сформированные в родном языке умения и навыки выразительного чтения, стремится осуществить их перенос в иноязычную деятельность в той мере, в какой это позволяет специфика предмета.

В создании системы важно учесть преемственность различных возрастных этапов и этапов овладения иноязычной коммуникативной деятельностью. Уровень языковой подготовки учащихся и их психофизиологические особенности определяет выбор содержания, форм и методов работы, а также характер взаимоотношений преподавателя и учащегося.

В создании любой педагогической системы, в том числе и такой как, использование коммуникационных технологий существует сложнейшая зависимость между целями, содержанием, формами и методами учебно-воспитательного процесса. Конечные цели использования коммуникационных технологий в преподавания иностранного языка: 1) расширить и углубить знания, умения и навыки в овладении иноязычной коммуникативной деятельностью; 2) стимулировать интерес учащихся к изучению предмета; 3) способствовать всестороннему развитию личности могут быть конкретизированы преподавателем в соответствии с построенной им моделью системы. При этом учитывается специфика и возможности предмета.

Цели использования коммуникационных технологий по иностранному языку направляют деятельность учащихся в том случае, если они совпадают с их личностными установками: «хочу научиться говорить на иност-

ранном языке», «хочу научиться читать на иностранном языке», «хочу больше узнать о стране изучаемого языка», «хочу использовать иностранный язык в своей будущей специальности», «хочу понять тексты песен на изучаемом языке». В случае несовпадения целей работы по иностранному языку на конкретном ее этапе с целями учащихся, отсутствия у него мотивов деятельности, вся система оказывается формальной, так как не принимается учащимися и не воздействует на них. Добровольный характер использования коммуникационных технологий в преподавании иностранного языка, трудности в их подготовке и проведении обусловливают необходимость разработки мер комплексной мотивации личности, соблюдения всех требований к содержанию, формам и методом.

Логика педагогического процесса подсказывает, что любая самая хорошо придуманная и теоретически обоснованная система использования коммуникационных технологий по иностранному языку оказывается нерезультативной, если в ее конкретном воплощении не будут учтены изменяющиеся условия в жизни коллектива и отдельных его членов, актуальные события в жизни нашей страны и страны изучаемого языка, отношение учащихся к ним и другие факторы.

В планировании уроков с использованием коммуникационных технологий по иностранному языку преподаватель очень часто сталкивается с проблемой - каким мероприятиям и урокам отдать предпочтение: тем, которые предполагают заучивание учащимися готового материала, творческую импровизацию или отчет о проделанной на предыдущем этапе работе. Думается, что необходимо их разумное сочетание. В изучении иностранного языка не избежать заучивания наизусть и далеко не все может быть построено на творческой импровизации. Следовательно, важно позаботиться^чтобы любой предложенный преподавателем вид деятельности был привлекательным для учащихся не вызывал переутомления, не был однообразным.

Работая в профессиональном лицее, я для себя усвоила ряд принципов, которым нужно придерживаться, чтобы успешно преподавать: одним из резервов интенсификации учебно-воспитательного процесса по иностранному языку является создание единой системы урочной и внеурочной работы по предмету. Мой опыт свидетельствует о том, что изучение любой программной темы, а также использование коммуникационных технологий в преподавании иностранного языка может быть продолжено во внеклассной работе. Внеклассные занятия обобщают изученный материал, дополняют его, демонстрируют учащимся результаты овладения языком и способствуют дальнейшему совершенствованию умений и навыков. Преподавателю важно выбрать те из них, которые наиболее полно помогают в решении практических, общеобразовательных и воспитательных задач и вместе с тем экономичны по времени, не громоздки, способствуют созданию мотивированных ситуации речевого образца, отвечают интересам ученического коллектива, удачно сочетаются со всей системой учебно-воспитательного процесса.

Автор:
Елена БУЛЫГА, преподаватель английского языка №ПЛ 3, г.Талдыкорган.