Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КАЗАХСТАНА


9 декабря 2011, 07:32 | 1 642 просмотра


Цель урока: обобщить знания учащихся об основных этапах развития Республики Казахстан с древнейших и до наших времен; проследить связь времен; воспитать уважение к истории и достижениям республики.

Задачи урока:

1.формирование знания об этапах развития страны

2.воспитание патриотизма, гордости за историческое прошлое и настоящее

3.развитие мышления, памяти учащихся

Оборудование урока: плакаты, карты, книги об истории Казахстана, тестовые задания на карточках.

План урока

1.Введение

2.Этап І. История древнего Казахстана.

3.Этап ІІ. История Казахстана в средние века.

4.ЭтапІІІ. История Казахстана в новое время.

5.Этап ІV. Современная история Казахстана.

6.Тестовые задания учащимся и родителям.

7.Итог урока.

1. Слово «история» имеет древние корни. Первыми его стали употреблять греки и арабы. Оно означает «повествование»», «рассказ о прошлых событиях». Одну из первых книг по истории написал древнегреческий ученый Геродот. С тех пор прошло более двух с половиной тысяч лет. Весь мир считает Геродота «отцом истории».

Историческая наука это краткая летопись того пути, который прошли все народы мира. Ее должен знать каждый человек. Без прошлого не бывает настоящего, а без настоящего нет будущуго.

История Казахстана рассказывает историю казахского народа и народов населяющих Казахстан. История каждой страны это составная часть всемирной истории.

2.История древнего Казахстана так же как и история всех государств начиналась с развития древних людей. Многочисленные местонахождения и стоянки первобытного человека обнаружены во всех регионах Казахстана. Одной из древнейших стоянок первобытного человека является местонахождение Кызылтау в Жамбыльской области. Обнаруженно оно было в 1995 году. Следующие стоянки – Борыказган, Танирказган – также в этой области, у озера Акколь. Стоянки первобытных людей древнекаменного века есть и в Запавдном Казахстане, на полуострове Мангыстау, и в горах Мугалжар Актюбинской области. Вспомним посещение музея имени Тынышбаева в г.Талдыкоргане. мы видели древние предметы, орудия труда, а также оружие найденные на стоянках древних людей на территории Казахстана. На экспозиции были представленны скелет древнего человека, виды жилища, предметы быта, наскальные рисунки. Воспрос к учащимся – какие признаки исторического прошлого имеются на территории нашего села?

По представлениям древних земля держалась на рогах Синего быка.

В настоящее время в Казахстане найдено более 600 памятников эпохи неолита и энеолита.

Жетысу было регионом, где в эпоху раннего железа были достаточно высоко развиты культура, земледелие. Мягкий климат, плодородная почва, множество водных источников способствовали развитию древних очагов культуры, земледелия в этом крае.

В эпоху раннего железа земли Жетысу населяли вначале племена саков, затем позднее - племена уйсунов. Саки делились на три группы: саки-тиграхауда, саки-хаумаварга, саки-парадарайя.

3.История средневекового Казахстана делится на три основных периода. Первый период охватывает историю Казахстана в начале средних веков (VІ-ІХвв). Второй – историю середины средних веков (Х-ХІVвв), третий – историю создания единого Казахстанского государства (ХV-ХVІІвв)

В первый период на современной территории нашей страны существовало 6 каганатов.

1. тюркский

2. западнотюркский

3. тюргешский

4. курлукский

5. огузский

6. кимакский

Этот период происходит процесс перехода к оседлости различных тюркских племен, а также развитию торговли, ремесел, искусства, что повлекло за собой развитию взаимоотношений между другими государствами.

Второй период – развитие городской культуры: ремесел, земледелия пояление ряда крупных городов – Отрара, Сайрама, Саурана, Туркестана.

В этот период появилось всемирно извест-

ное созвездие великих личностей. Среди них: Абу Насыр аль-Фараби, Ходжа Ахмет Яассауи, Махмуд Кашгари, Юсуф (Жусып) Баласугунни.

Третий период – обострение борьбы за ханскую власть. Тогда же было образовано Казахское ханство.

4.ІІІ этап истории Казахстана ознаменован поэтапным присоединением Казахстана к России. В этот период, казахи принимают участие в боевых действиях России. В этот период благодаря Великому Шелковуму пути сильно развиваются связи Казахстана с другими государствами. Именно благодаря связям с Россией казахи получают возможность получать образование. В это время появляются такие известные исследователи- просвященцы, как Чокан Валиханов, Ахмет Байтурсынов, Мыржакып Дулатов, Абай Кунанбаев, шакарим Кудайбердиев и другие. Очень много нового появилось в это время как в обиходе, так и в культуре казахского народа. Поэтому данный период называется «новым временем»

5.ІV этап – история современного Казахстана. Это период с1914 года и до наших дней. Здесь и участие казахов в Первой мировой войне 1914 года, и участие в октябрьской революции 1917 года, и индустриализация Казахстана, и участие в Великой Отечественной войне 1941 года, и восстановление государства в послевоенный период, подъем целины, и получение суверенитета и независимости республики. Это период не только активной борьбы, но и быстрого развития науки и культуры, промышленности и сельского хозяйства.

6.Краткий эскурс в историю нашей республики дает нам полное убеждение в том, что человечество в своем развитии не стоит на одном месте, а двигается вперед и развивается. И очень хотелоь бы, чтобы это движение и это развитие были мирными и созидательными.

Закрепление:

Вопросы :

1.О каком событии написал Геродот?

2.Кого называют «отцом истории»?

3. Сколько всего памятников эпохи неолита и энеолита найденно в Казахстане?

3.Какие племена населяли земли Жетысу?

4.На сколько периодов делится история средневекового Казахстана?

5.Почему путь в Китай назывался «шелковым»?

6.Чье имя тесно связано с Великим Шелковым путем?

7.Какое из событий современной истории вам наиболее близко?

Автор:
Светлана НИЯЗОВА, педагог-психолог, сш. Барлыбека Сырттанова с.Арасан, Аксуский район