Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

Несклоняемые имена существительные


6 января 2012, 07:33 | 2 280 просмотров



Цели: 1) наблюдение за особенностями грамматических форм неизменяемых имен существительных, способами выражения их грамматических значений, учить правильно употреблять несклоняемые имена сущ-ные в устной и письменной речи, обогащать словарь учащихся словами неологизмами;

2) развивать орфографическую зоркость, логическое мышление, память, речь учащихся, знание предыдущего материала;

3) воспитывать интерес к предмету, к слову.

Оборудование: таблицы

Тип: изучение нового материала

Вид: беседа

Методы: наблюдение, частично-поисковый, практический, метод ошибок

Ход урока:

1.Орг. момент

Тренинг-настрой

2. Актуализация знаний

А) Минутка чистописания

Б) Словарная работа «Ловушка»

Робота, сахар, митро, варона, пенал, клас, пальто, кравать, серень, девачька.

(учащиеся находят ошибки, исправляют, называют орфограммы)

- К какой части речи относятся эти слова? (это имена существительные)

- Что такое имя существительное?

- На какие 3 группы можно разделить эти слова? (по типу склонения)

- А на какие 2 группы можно разделить эти имена существительные?

(склоняемые и несклоняемые имена существительные)

Списать слова в тетрадь без ошибок, выделить орфограммы.

3. Постановка учебной проблемы урока

(работа в группах)

Прочитать стихотворение С.Маршака.

Как-то рано поутру

С другом сели мы в метру

И поехали в метре

Фильм смотреть о кенгуре.

Вот сидим мы с ним в кине

Без пальта и без кашне,

А вернее, я и ты

Без кашны и без пальты.

Кенгура в кафе зашел,

Занял там свободный стол

И сидит за доминой

С шимпанзой и какадой.

Хохотал на всю киню.

Вдруг огромный обезьян

Стал играть на фортепьян.

Тут и взрослый, сняв пенсню,

- Что вас удивило, рассмешило?

Эта песенка про то, как не надо говорить.

- Что объединяет эти слова из стихотворения: метро, кенгуру, кино, пальто, кашне, домино, шимпанзе, какаду, фортепьяно?

Правильно, это несклоняемые имена существительные.

-Ребята, как вы думаете, над какой темой мы будем сегодня работать?

Поставьте цели урока. Чему мы должны научиться на уроке?

(распознавать эти слова, писать правильно, определять падеж этих имен сущ-ных)

Эти слова иноязычные, заимствованные из разных языков. Один из признаков, указывающих на происхождение этих слов – это буквы о, е, и, у на которые оканчиваются эти слова. Например: ателье, жюри,

кафе, кашне, метро, пенсне, такси, шоссе, шимпанзе - пришли к нам из французского

языка; домино, пианино – из итальянского языка; какаду, фортепьяно – из немецкого

языка, испанское слово какао, голландское слово кофе, латинское слово радио,

португальское – фламинго. И это еще не все. Русский язык постоянно пополняется новыми словами. Слова эти нужно запоминать, чтобы правильно их употреблять в письменной и устной речи.

4.Этап работы над новой темой

А) - А как тогда определить падеж этих имен существительных? (по вопросам)

В тетради учащиеся записывают эти слова, задают вопрос от главного слова и определяют падеж. (учащиеся записывают словосочетания, комментируя свои действия)

Сели (куда, во что?) в метро (в.п);

Поехали (в чём? где?) в метро (п.п);

Смотреть (о ком?) о кенгуру (п.п);

Сидим (где? в чём?) в кино (п.п);

Сидим (без чего?) без пальто, без кашне (р.п);

Зашел (куда? во что?) в кафе (в.п);

Сидит за (чем? где?) домино (т.п);

Сидит с (кем?) с шимпанзе, с какаду (т.п);

Играть на (чём?) на фортепьяно (п.п).

Б) По учебнику:

5. Этап закрепления новых знаний и способов действий.

Вставь в предложения вместо точек слова: кино- 1-й вариант; пальто – 2-й вариант.

Определи падеж.

Проверка самостоятельной работы.

6. Этап подведения итогов урока

- С какой новой темой мы познакомились на уроке?

-Что нужно делать, чтобы правильно употреблять в своей устной и письменной речи иноязычные слова?

Игра «Поймай слово»

- Сейчас мы поиграем в игру «Поймай слово».

Я читаю слова, если вы слышите несклоняемое имя существительное, то хлопаете.

Бревно, кино, перо, метро, пальто, бассейн, шоссе, шимпанзе, музей, кони, пони, ателье, колибри, стадион, радио, кофе, фонари, жюри.

Ребята, как вы понимаете выражение:«Все народы меняются словами»? (Белинский)

7. Домашнее задание

Автор:
К.Е. САДВАКАСОВА, учитель начальных классов СШЛ №5 имени М.Ломоносова г. Талдыкорган