Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

Модульная технология: проблема выбора


6 января 2012, 07:32 | 1 468 просмотров


Современная школа вступила в новый этап развития, когда учитель имеет возможность выбрать программу или форму организации учебного процесса. Современный образовательный процес характеризуется разработкой и созданием проектов с целью оптимизации процесса обучения, достижения более высоких результатов, обеспечения возможности выбора индивидуального интелектуального развития учащегося.

Наиболее оптимальной по структуре в технологии считается модульный урок, который определяется как сложное структурное образование, состоящее из отдельных компонентов (например, чтение+письмо+развитие речи) объединенных лексическим материалом. Сущность ее состоит в том, что ученик обучается по целевой программе, сердцевиной которой является учебный модуль, включающий законченный блок информации, целепологание действий ученика и советы учителя, помогающие достичь поставленных дидактических целей.

Каждый компонент, или модуль представляет собой законченный, автономный цикл с конкретной микроцелью и системой разноуровневых заданий, своими формами, методами и средствами обучения. В рамках модуля работа учителя строится в такой последовательности:

-ознакомление учащихся с учебными целями;

-ознакомление класса с общей моделью (модулем) обучения по данному блоку близких по содержанию тем, разделу;

-краткое изложение материала учителем на основе знаковой системы опорных конспектов, схем, графиков, таблиц, т.е. предъявление ученикам материала в закодированном виде, либо на основе поискового подхода;

-использование коллективных способов обучения;

-изучение учебного материала на основе многократного («по нарастающей») возвращения к общей теме, разделу;

-тематическое тестирование;

-проведение диктанта или контрольной работы другого типа.

Цель вводного урока –дать новую информацию, которая затем должна трансформироваться в знания. На этом этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучить эту тему, что именно надо усвоить, какова основная задача предстоящей работы.

При планировании уроков диалогической части учитель должен обеспечить активное общение учеников. Развитию диалогических отношений способствуют:

-установка на партнерство в общении;

-признание прав партнера на собственную точку зрения и ее защиту;

-умение слушать и слышать партнера;

-готовность взглянуть на предмет общения с позиций партнера.

Главное в диалогической части не столько учебный материал и его условие, сколько развитие логического мышления, интеллекта, умения видеть связи между различными явлениями и фактами и соответствие знаний и умений учащихся предъявленным эталонам, которые выявятся в третьей –итоговой-части модуля. Трудность здесь –в наполнении диалогического общения формами учебной работы, чтобы ученику нравилось заниматься познавательной деятельностью, чтобы он получал удовольствие от умственной работы.

На модульных уроках можно сочетать общеклассную форму работы с групповой, парной или индивидуальной. Учитель уже не выполняет привычную роль наставника, он скорее всего – помощник , консультант, эксперт: ведь цель уроков такого типа – сформировать у учащихся навыки самостоятельной работы.

Автор:
С.К.КУСМОЛДИНА, Жанатлеуская средняя школа с ДМЦ Аксуский район село Жаналык