Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

Казахские национальные игры и их значение


27 января 2012, 09:55 | 35 621 просмотр



В своем Послании народу «Казахстан 2030» Президент страны Н.А.Назарбаев определил следующие главные приоритетные направления - здоровье, образование, благополучие граждан .

Казахстан принадлежит к странам древнейшей культуры. Древнейшую историю имеет и физическая культура. У казахского народа много неповторимых и разнообразных видов игр. С древних времен в играх казахов применялись приспособления, сделанные из камней, костей животных, дерева. Игры были связаны с элементами бега, метания, поднятие тяжестей - это развивало ловкость, быстроту, силу. Физическое воспитание казахского народа было направлено на подготовку сильных духом и телом батыров .

В настоящее время казахские национальные виды спорта становятся все более популярными, массовыми и подлинно народными.

Игра, сама по себе, включает в себя действия, направленные на совершенствование различных двигательных качеств, и рассматривается как упражнения общего физического воздействия. Игра развивает умственные способности, заставляет мыслить, развивать логику. Помогает формировать умения ориентироваться в окружающей среде, воспитывает гражданскую позицию, чувство коллективизма. Мастерство проведения подвижных игр и игровых упражнений с образовательными и воспитательными целями являются важной составной частью физической культуры.

Народные, национальные казахские подвижные игры, как важная, составная воспитательной системы, тесно связанные с представлениями народа о роли генетической наследственности, влиянием на процессы воспитания среды, об особенностях детской психики и моторики. В богатейшем фонде народных подвижных игр концентрируются глубинные народные знания о сущности человеческой личности и правила ее телесного и духовного воспитания. Подвижные игры, как элемент народного творчества, сильные своей беспристрастностью истиной, которая оттачивалась в процессе наиболее типичного, реального прожитого. Это является одной из специфических черт, которая отображенная в подвижных играх свободой воспитательной деятельности в направления дифференциации воспитательного процесса в зависимости от особенностей ребенка.

Велики педагогические возможности казахских народных игр. Будучи тесно связанными с народным творчеством, бытом, культурой народа они сосредоточили в себе большой запас обучающих, воспитательных, развивающих возможностей. Воспитательные возможности казахских народных игр отмечали педагоги-просветители И. Алтынсарин, А. Кунанбаев. О глубокой связи казахских народных игр с народным творчеством, уходящим в глубь веков, писали этнографы, историки, путешественники дореволюционного Казахстана: А. Диваев, А. Янушкевич, Т. Аткинсон и др.

В дореволюционном Казахстане вся физическая культура, все средства физического воспитания использовались народом на самодеятельных началах, поскольку не существовало никаких органов управления этими процессами.

Поэтому самобытная народная практика воспитания не могла оформиться в развитую систему. В условиях кочевого образа жизни основными формами физической культуры и главными средствами физического воспитания оставались конные виды спорта и игры, а среди детей – подвижные игры, отражающие в своем содержании опять-таки кочевой образ жизни.

В современном же обществе, когда установились другие общественные и производственные отношения, такой уровень развития физической культуры не мог уже удовлетворить новые и значительно более высокие требования воспитания подрастающего поколения.

Главной, ведущей тенденцией при этом является возникновение и развитие общих черт в национальных культурах. Именно эта тенденция ведет к прогрессу национальные виды спорта и игр народов Казахстана, открывая перед ними новые перспективы, тем более, что Казахстан имеет некоторый опыт отдельных национальных видов спорта.

Игра является первым и основным видом деятельности детей. Игра - это не просто развлечение, в игре находит свое отражение история народа, его духовная и материальная культура, в процессе игры происходит передача социально накопленного опыта народа, его традиций, обычаев, обрядов. Игра способствует выработке определенных черт характера ребенка: сдержанности и выдержки, умения подчиняться правилам и коллективу, руководить своими эмоциями и т.п. Игра способствует развитию и формированию положительных качеств личности ребенка.

Включение казахской народной игры целесообразно проводить в совместной деятельности со взрослыми на основе подражания старшим, а не в системе официальных ролей «ученик- учитель».

В казахской народной игре ребенок «свободно общается со значениями и смыслами - и тем самым расширяет поле зрения, в том числе и интеллектуальное, расширяет поле сознания, укрепляет уверенность в себе, веру в свои возможности и силы, формирует творческие способности - в их числе способности, а иногда и талант к общению, закладывает этические и нравственные основы практического поведения: формирует сам себя»( В.П. Зинченко).Многие из них впоследствии утратили свою первоначальную суть, развиваясь и перерождаясь. Примером может служить аламан байга, кокпар, сайыс, аударыспак .

В условия борьбы за независимость и суровой кочевой жизни у казахского народа сложилась самобытная система физического воспитания. В основе её лежали национальные виды спорта и подвижные игры. Из состязательный характер способствовал развитию у молодёжи силы, ловкости и выносливости, воспитанию храбрости, мужества и других качеств, необходимых кочевнику-шаруа и войну-сарбазу. Особенно большой популярностью пользовались конно-спортивные игры. Конь составлял подвижную основу кочевого хозяйства и являлся олицетворением красоты, чистоты и скорости. В конно-спортивных играх он, вместе с всадником-джигитом, уча ствовал в активном двигательном процессе.

Бескрайние степные просторы – стихия свободы и бесконечности. Издавна кочевник покорял ее быстрым, выносливым и могучим скакуном. Конь был не только верным помощником, но и гордостью степняка. Лошадь для казаха всегда была чем-то неизмеримо большим, чем средство передвижения, источник пищи, атрибут богатства и престижности среди соседей. Она была частью жизненной философии и мироощущения человека Степи, а ее поведение и поступки – ответом на многие сложные человеческие вопросы. И сегодня это в некотором смысле культовое, надматериальное, метафизическое животное и одновременно способ выразить себя в спорте.

Спорт Республики – это не только участие в мировых турнирах и Олимпийских играх, это еще и особый пласт национальной культуры, который несет в себе традиционно сложившиеся увлечения казахского народа.

Возрождающийся национальный спорт Казахстана позволяет подрастающему поколению впитывать традиции и культуру своих предков, понимать истоки философии и ментальности народа.

Названия национальных видов спорта Казахстана для нас звучат весьма экзотично: беркутчи (охота с помощью беркутов), кокпар (конноспортивная борьба), джигитовка, логическая игры тогызкумалак, национальная борьба жекпе-жек.

И естественно, сложно не упомянуть о конных играх и состязаниях, таких как кокпар (конноспортивная борьба), джигитовка и многое другое.

Для периода зарождения и развития наций правомерно употребление термина «национальная физическая культура». Как известно, одной из отличительных черт нации является общность духовной жизни, возникающая на основе длительной совместной жизни людей, связанных единой экономикой, территорией и языком, а значит и культурой. Однако предыдущими исследователями понятие «национальная физическая культура» не употреблялось, а заменялось термином «национальные формы физической культуры». Между тем эти понятия неравнозначны.

В современной спортивной литературе встречаются термины «народные виды спорта», «народные формы физической культуры». Под этими терминами, как правило, подразумеваются национальные виды и национальные формы.

Все более популярными становятся состязательные игры, путем которых наиболее успешно осуществлялось развитие физических и умственных способностей детей.

Исторические сведения подтверждают, что переход из одной возрастной группы в другую был связан с выполнением определенных требований на ловкость, смелость, стойкость и умение применять их в естественных условиях окружающей среды. Эти древние обычаи и традиции, в основе которых лежат пережитки и отголоски ранней эпохи родового общества, у народов Средней Азии и Казахстана дожили до нашего столетия.

Требования и определенные виды испытания в области физического воспитания были широко распространенным явлением данной эпохи. Причем они были направлены на овладение необходимыми в жизни навыками и способностями. Например, у древних гуннов мальчики сначала учились стрелять из лука пташек и зверьков, ездить верхом на баране, а затем стрелять зайцев и лисиц и употреблять их в пищу. В дальнейшем подростки, умеющие владеть луком, поступали в конницу.

Тренировка с оружием являлась сложным процессом, связанным с появлением не только таких физических качеств, как ловкость и выносливость, ни и прежде всего большой физической силы, которая приобреталась путем длительных упражнений.

Появление соревнований способствует возникновению новых форм и методов подготовки молодежи, развитию новых боевых игр и физических упражнений.

В настоящее время большинство детей заняты компьютерами. Компьютерно - развлекательные игры отнимают много времени, портят здоровье детей, не способствует развитию духовных, умственных и физических качеств. Казахские национальные игры развивают у детей сдержанность, мужество, выдержку, храбрость, логическое мышление, решительность, умение подчиняться правилам и коллективу, руководить своими эмоциями , формируют положительные качества.

Почти на всем протяжении жизни человек тесно связан с игрой, причем в самого раннего детства, в период активного формирования -в юношеские года, игровая деятельности занимает наибольшее место. Содержание игр изменяется вместе с ростом и развитием ребенка. Если на первых, этапах игровая деятельность носит упрощенный характер, то более поздний она значительно обогащается как по форме, так и по содержанию. Эти изменения определяются возрастающей ролью сознания, в жизни ребенка. Исключительная роль належит играм в становлении и укреплении детского коллектива, ведь играм всегда присущи элементы здорового соперничества, интересного соревнования. Игровые соревнования, как справедливо подчеркивал В.О.Сухомлинский, участие детей общих действий, взаимной выручки, поддержки, организованности, дисциплины, изобретательства, соблюдение интересов коллектива. Игровая деятельность всегда связана с возникновением и развитием между игроками определенных отношений. Она оказывает содействие активному общению детей, установлению контактов. Не у всех детей, в особенности на первых порах, одинаковый наклон к сближению. Одни дети общительные, другие замкнутые, стыдливые. Во время игры удается включить всех учеников в коллективную деятельность, помочь занять надлежащее место среди своих ровесников.

Многие праздники и торжества у казахов сопровождаются играми и конными соревнованиями.

Поскольку игры были не только забавой, но и средством развития жизненно важных навыков, старались с помощью игр воспитывать юношей физически здоровыми, в духе уважения к старикам и обязанностям перед обществом, родными и близкими.

Автор:
А.А.ЖУМАДИЛОВ, учитель физической культуры СЛОД № 20 г. Талдыкорган