27 января 2012, 10:52 | 2 278 просмотров
В настоящее время в практике обучения математике недостаточно обеспечена взаимосвязь между знаниями, умениями и навыками. Одной из причин такого положения педагог считает неотчетливое осознание основных алгоритмов, на базе которых формируются навыки применения математических методов при изучении явлений и объектов. Недооценка обучения алгоритмам сделала, по мнению педагога, формальными знания и умения учащихся по использованию математических методов познания. Поэтому целью своей педагогической деятельности считаю повышение уровня математической подготовки учащихся на основе использования алгоритмов. Для реализации этой цели требуется решить следующие педагогические задачи:
* разработать модели уроков математики с широким применением алгоритмизации;
* при помощи алгоритмов способствовать более продуктивному усвоению изучаемого материала и развитию учебной мотивации;
* выработать у учащихся способность и потребность действовать самостоятельно;
* способствовать формированию у учащихся навыков самоконтроля.
В своей педагогической деятельности использую активные методы обучения, т.к. они максимально повышают уровень познавательной активности учащихся, мотивируют их на старательное учение. Метод проблемного изложения. Основой данного метода является создание проблемной ситуации.
Данный метод способствует формированию у учащихся приемов умственной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей. Метод проблемного обучения включает в себя логические операции, необходимые для решения проблемы.
В структуре этого метода я использую групповую форму обучения: как правило, группу составляют 4 человека. Каждая группа получает задание разработать алгоритм решения задания определенного типа. Составленные алгоритмы записываются на доске и защищаются участником группы. После того как все алгоритмы были записаны и все ошибки исправлены, учащиеся совместно с преподавателем вырабатывает единый алгоритм.
Метод дискуссии применяю на уроках геометрии для задач, требующих доказательства, добиваясь, чтобы на уроках учащиеся могли свободно высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение выступающих.
Учебный цикл – это фрагмент процесса обучения, в течение которого учащиеся усваивают некоторую отдельную порцию учебного материала.
Строение учебного цикла:
1) проверка знания предыдущего материала и готовности к усвоению нового;
2) сообщение нового;
3) репродуктивное закрепление;
4) тренировочное закрепление;
5) опрос по теории;
6) итоговое закрепление.
Чаще всего применяю трехурочные циклы, состоящие из урока изложения нового материала (урок И), урока решения задач (урок Р) и урока самостоятельной работы (урок С).
Технологию учебных циклов применяю, наряду с традиционными формами обучения и технологией модульного обучения.
Технология модульного обучения в системе моей работы – такая организация учебного процесса, при которой учащиеся самостоятельно работают с учебной программой, составленной из модулей. Каждый модуль представляет сравнительно небольшие порции учебной информации, подаваемые в определенной логической последовательности.
Учебный модуль включает:
1. точно сформулированную учебную цель;
2. законченный блок информации;
3. целевую программу действий;
4. практические занятия по формированию необходимых умений;
5. систему диагностики успешности усвоения темы.
Через алгоритмизацию обучения добиваюсь целенаправленной работы учащихся по осуществлению достаточно гибкой системы последовательных шагов для перехода от незнания к знанию, от неумения к умению, применять теоретические знания на практике.
Обучение алгоритмам можно производить по-разному. Можно давать учащимся алгоритмы в готовом виде, чтобы они могли их просто заучивать, а затем закреплять во время упражнений. Но можно и так организовать учебный процесс, чтобы алгоритмы «открывались» самими учащимися. Этот способ, наиболее ценный в дидактическом отношении, требует, однако, больших затрат времени.. Поэтому на своих уроках для решения поставленных задач я использую следующие способы подачи алгоритмов:
1. Алгоритм дается заранее и является направляющей линией при изучении теории и формирования практических навыков.
Это первый этап алгоритмизации. Он начинается с того, что учитель сам предлагает алгоритмы работы с некоторыми понятиями и объектами.
Работая по алгоритму и составляя алгоритмы сами, ребята учатся концентрировать своё внимание, их речь становится более точной и чёткой.
2. Алгоритм может быть сформулирован в процессе изучения материала и служит базой для рассуждений при выполнении заданий данного типа. Этот способ подачи алгоритма является вариантом эвристического метода обучения и предполагает реализацию трех этапов изучения математического материала:
1. Выявление отдельных шагов алгоритма.
2. Формулировка алгоритма.
3. Применение алгоритма.
Иллюстрацией к этому служит фрагмент урока алгебры в 9 классе.
Следует отметить, что составление алгоритмов в курсе математики помогает преподавателю активизировать умственную деятельность школьников и развивать их математические способности. Следовательно, алгоритмизация обучения ведет к развитию аналитико-синтетического метода познания и готовит к моделированию жизненных ситуаций.
Процесс самостоятельного составления алгоритмов постепенно усложняется. В 9 классе учащиеся составляют самостоятельно несложные алгоритмы, как, например, алгоритм решения линейного неравенства вида. К 11 классу учащиеся способны самостоятельно составить более сложные алгоритмы даже на этапе изучения новых знаний.
В своей работе использую три формы записи алгоритмов.
1. Словесная запись предполагает описание последовательности выполнения действий на естественном языке.
Например, на первых уроках геометрии при решении задачи формирую алгоритм работы над содержанием задачи и алгоритм поиска ее решения.
2. Запись алгоритма в виде программы действий
Как пример можно привести алгоритм написания уравнения касательной к графику функции.
3. Запись алгоритма на языке блок-схем. Они состоят из блоков и стрелок, которые указывают последовательность выполнения действий.
Практика показала, что работа с алгоритмами способствует формированию навыков учебно-познавательной компетентности учащихся.