Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

Лингвистическая игра «Зри в корень»


27 ноября 2009, 21:28 | 2 387 просмотров



На электронный сайт нашей газеты поступило письмо с очень интересным и познавательным материалом. Автор – учитель русского языка и литературы Ушаральской казахской гимназии, Закиров Бакытжан Бекмукашевич, поделился собственным опытом прислав к нам лингвистическую игру «Зри в корень».

Дорогие учителя, делитесь собственным опытом работы, методикой и различными идеями проведения уроков с коллегами. Ждем и в дальнейшем от вас подобных писем и статей.

Редакция

Цель: в игровой форме дать учащимся сведения об истории возникновения слов.

Основная часть:

1 тур – «Отгадай слово»;

2 тур – «Найди фразеологические синонимы»;

3 тур – «Определите авторов этих строк»;

4 тур – «Из истории возникновения фразеологизмов»;

5-тур – «Назвать международные термины».

Заключительная часть.

Подведение итогов. (Подсчитать набранные баллы, определить и поздравить учеников победителей)

1-тур

«Отгадай слово»

Вы должны прослушать задание, назвать то, что означает сказанное. За каждое задание 1 балл.

1. Как звучит в современном русском языке словосочетание «спаси вас Бог». Для подсказки уберите из этого словосочетания слово «бог». (СПАСИБО)

2. Раньше это называлось «седмица». Как называют это сейчас?

«Первоначально этим назывался день отдыха. Все ясно: «Не делати» - день, свободный от всех дел. Как сейчас мы называем это, дайте современную трактовку этого слова. (НЕДЕЛЯ)

3. Сложное слово из финских языков, образованные из «пель»-ухо, «нянь»-хлеб. Буквально значит «ушки из теста» - форму которой имеют эти изделия.

(ПЕЛЬМЕНИ)

4. Из персидского языка, в переводе на, русский, это словосочетание переводится как «Король умер». Как оно звучит на персидском? Подсказка:это игра. (ШАХМАТЫ)

5. Тюркская языковая группа. Черный камень. Кара-черный, тас - камень. Что это за изделие? (Карандаш)

6. Малайский язык. Сложное слово, образованное из слов «оран» - человек и «утан»; т.е., «лесной человек». Через посредство французского языка оно означает в русском языке слово…. (ОРАНГУТАН)

7. Русское слово. Раньше означало «под ухо». Дайте современный вариант. (ПОДУШКА)

8. Современное слово, означающее один из видов борьбы. Является эффективным средством самообороны без оружия. Что это за вид борьбы. (САМБО)

9. Это древнее арабское слово «махзана», в значении «склад», «хранилица» заимствовали итальянцы, а от них французы, затем через немецкий язык оно попал в русский. (МАГАЗИН)

10. Раньше не было шариковых ручек. Писали перьями. Они быстро тупились, и перья являются тем, что мы называем. (ПЕРОЧИНЫЙ НОЖ) , фразеологизмов,терминов.

11. Мы называем большие кольца «перстень». Подумайте и скажите, из какого древнерусского слова оно образовано. (ПЕРСТ-ПАЛЕЦ)

2-тур.

«Найди фразеологические синонимы»

Я буду называть, читать значения пословиц и поговорок, а вы приводите саму поговорку или пословицу.

Подсказка - все фразеологизмы имеют в своем составе слово «вода».

1. Имеющий унылый вид. (Как в воду опущенный)

2. Скрыть все следы. плохо дела. (И концы в воду)

3. Бесследно пропал. (Как в воду канул)

4. В своей среде, свободно,непринужденно. (Как рыба в воде)

5. Много времени прошло. (Много воды утекло)

6. Бывалый, все испытавший. (Пройти сквозь огонь и воду)

7. Извлекать выгоду, пользуясь чужими затруднениями. (В мутной воде рыбу ловить)

8. Тихий, скромный, порядочный человек. (Воды не замутит)

9. Хранить молчание. (В рот воды набрал)

10. Жить впроголодь, бедствовать. (Жить на хлебе и воде)

11. Избежать наказания. (Выйти сухим из воды)

12. Очень похожи друг на друга. (Как две капли воды)

3-тур

«Из истории возникновения фразеологизмов»

А) Я читаю историю возникновения фразеологизма, вы называете сам фразеологизм:

1. Это выражение возникло из библейской легенды, в которой рассказывается о том, что, осерчав на грешников, всевышний порешил разом уничтожить творение рук своих-род человеческий. Покарать всех людей, кромке одного праведника. Сорок дней и ночей не переставая, лили дожди и утопили всю землю. (Ной, Арарат; Всемирный потоп).

2. Этот афоризм, ставший пословицей, принадлежит царю Алексею Михайловичу. На составленном по его указанию сборнику правил соколиной охоты, т.е. развлечению, потехе, царь собственноручно сделал приписку, где указывал когда работать, а когда развлекаться, потешаться.

(Делу – время, а потехе – час)

3. Из охотничьей терминологии. Один из их странных приспособлений, с которым они ходили на зверя-это заостренный с одного конца кол,шест,рогатина. С выставленным перед собой рогатиной они шли даже на медведя. Напоровшись на зверь погибал. Смысл:предпринимать действие, заведомо обреченное на провал.

(Лезть на рожон).

4. По свидетельству историка ХVІІ века Котошихина,людям, замешанным в «Медном бунте» клали на лица на правой стороне признаки, разжигая железо докрасна, а поставлено на том железе Буки(название буквы «Б»), то есть бунтовщик.

Императрица Елизавета, указом 1746 года, вела клеймение уже на лбу, чтобы «преступники от прочих добрых и не подозрительных людей отличны были». От такого обычая расправы с преступниками, от выжигания клейма пошло выражение.

(Клеймить позором, на лбу написано, прожженный мошенник).

5. Припека или припек, в языке пекарей-пригоревшие кусочки теста, прилипшие к хлебным изделиям,т.е. нечто ненужное,лишнее. Назовите выражение, родившееся от этого.

(Сбоку припека).

6. Иностранные путешественники, побывавшие в Москве в годы правления Алексея Михайловича,рассказывали,что видели на Красной площади женщин, зарытых в землю по самые уши. Закон гласил: если жена учинила мужу смертное убийство, то ее «живую в землю окопати и держати ее в земле покамест она умрет»

Как сейчас звучит отзвук этого жесткого наказание.

(Стоять как вкопанный).

Б) Ряд поговорок, крылатых фраз или идиомы (что значит фразеологические сращения) указывает на то, люди какой профессии создали эту фразеологическую единицу. Я буду сейчас читать идиому, вы будете угадывать, люди какой профессии ее выдумали:

1. Сгореть дотла... – (пожарник)

2. Старый конь борозды не портит... – (крестьянин).

3. Держать нос по ветру; отдать концы... – (моряк).

4. Потерпеть фиаско; под занавес... – (актер).

5. Разделать под орех; топорная работа... – (плотник).

6. Шито белыми нитками; с иголочки... – (портной).

7. В час по чайной ложечке; позолотить пилюлю... – (аптекарь).

8. Стричь под одну гребенку... – (парикмахер).

9. Мертвая хватка; взять на мушку... – (охотник).

10. Завести с пол-оборота... – (шофер).

11. Ни в зуб ногой... – (ученик).

12. Выйти на орбиту... – (космонавт).

13. Из ряда вон выходящий... – (военный).

Желательно разъяснить смысл.

4-тур

Международные слова.

Я читаю слова, корни, суффиксы вы должны назвать их значение и привести пример производного слова.

Например, я читаю «гидра» вы говорите «вода» и пример «гидростанция»

Выполняете полностью, зарабатываете 2 балла, если только пример либо слово то 1 балл.

Авт-сам... – (автобиография, автограф)

Андр-мужчина-андроид... – (Андрей)

Био – жизнь... – (биология)

Би-два... – (биплан, бинокль)

Гала-молоко... – (галактика, галактоза)

Гео-земля... – (геология, география)

Грамм-буква, запись... – (телеграмма, стенограмма)

Граф-написание... – (графа, телеграф)

Кине-движение... – (кинематограф, кинетика)

Лиз-растворение... – (анализ, катализатор)

Лит-камень... – (монолит, полеолит)

Лог-слово... – (монолог, логопед)

Ман-любитель, одержимость... – (меломан, мания)

Мел-музыка... – (мелодия)

Микро-малый... – (микрофон, микроб)

Нез-остров... – (Индонезия, Полинезия)

Поли-много... – (полигон, полиглот)

Скоп-смотреть... – (телескоп, микроскоп)

Фон-голос, звук... – (фонетика, магнитафон)

Анти-против... – (антипатия, антифашист)

Теле -вдаль, далеко... – (телевизор)

Архи-главный... – (архипелаг, архиерей)

Интер-между... – (интерпол, интерфикс)

Ультра-сликом... – (ультразвук, ультрамарин)

5-тур

«Определите авторов этих строк»

1. Не хочу учиться, а хочу жениться.

Убойся бездны премудрости.

2. А воз и ныне там. У сильного всегда бессильный виноват.

3. Еще одно последнее сказанье, и летопись окончено моя. Жалок тот, кто совесть нечиста.

4. Есть еще порох в пороховницах. Легкость в мыслях необыкновенная.

5. Зри в корень. Никто не обнимет необъятного.

6. Волга впадает в Каспийское море. Лошади кушают овес. Человек в футляре.

7. Человек - это звучит гордо. Если враг не сдается - его уничтожают.

8. Во весь голос. Для веселья нашего планета наша мало оборудована.

А) И.А.Крылов.

Б) А.М.Горький.

В) А.П.Чехов.

Г) Д.И.Фонвизин.

Д) А.С.Пушкин.

Е) Н.В.Гоголь.

Ж) Козьма Прутков.

З) В.В.Маяковский.

Автор:
Закиров Бакытжан Бекмукашевич, учитель русского языка и литературы Ушаральской казахской гимназии, Алакольский район