Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

Формирование предметных компетенций в начальных классах


27 ноября 2009, 21:33 | 2 554 просмотра



Изменения, происходящие сегодня в системе казахстанского образования, предполагают обновление качества образования и цели общего образования:

-развитие у обучающихся самостоятельности и способности к самоорганизации; умение отстаивать свои права; готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности;

- толерантность.

Таким образом, в условиях модернизации общего образования приоритетной целью каждой ступени становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Сформулированы ключевые компетенции современного качества образования, которое предполагает ориентацию образования не только на «усвоение обучающимися определенной суммы универсальных знаний, умений и навыков, но и на развитие личности, её познавательных и созидательных способностей». Ориентируясь на формирование целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, на создание таких условий обучения, при которых ученики уже в стенах школы приобретут «опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности». Следовательно, в стенах школы человек должен овладеть суммой современных универсальных умений, научиться применять их в повседневной жизни. Это означает, что необходимо перейти от предметно-знаниевой модели обучения к практико-ориентированной, компетентностной.

К сожалению, в практике преобладает качество образования, отражающее только уровень знаний, умений и навыков учащихся. В этой связи основным результатом деятельности образовательного учреждения не должна стать система знаний, умений и навыков сама по себе, необходимо учесть набор ключевых компетенций учащихся в интеллектуальной, правовой, информационной и других сферах личности и создание условий для её реализации.

В государственном образовательном стандарте начального общего образования определено, что важнейшим приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений, навыков и способов познавательной деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предполагает успешность обучения на последующих ступенях непрерывного образования.

Анализируя последние государственные документы, рассматривающие современное качество образования, можно выделить две группы образовательных результатов:

1.Способность ориентироваться (в окружающей действительности, в явлениях природы, в социальных явлениях, во всех областях культуры).

2.Формирование пяти ключевых компетенций:

- социальных;

- коммуникативных;

- информационных;

- толерантности;

- самообразования.

Под компетентностью понимается выраженная способность применять свои знания и умения, интегрированная характеристика качеств личности, результат подготовки выпускника для выполнения деятельности в определенных областях (компетенциях). В постиндустриальную эпоху наиболее предпочтительными компетенциями, которыми должен обладать выпускник образовательного учреждения, являются:

- готовность к продолжению образования;

- способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений;

- толерантность: понимание различий, уважение к другим, способность жить с людьми разных культур, языков и религий;

- владение новыми технологиями, понимание их применения;

- способность учиться всю жизнь как основа- непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни.

Компетентный человек – это человек, обладающий достаточными навыками, знаниями и возможностями в определенной области. Знания являются основой компетенции. Изменение модели образования требует прежде всего изменения самого учителя, готового достигать социальных, коммуникативных, информационных компетенций, толерантности, самообразования и практико-ориентированных знаний и умений у учеников. В начальной школе компетентностный подход должен реализоваться путем формирования у школьника системы ключевых компетенций, составляющих его субъективный опыт. Формирование субъективного опыта должно происходить посредством усвоения культуросообразного содержания начального образования, представленного в различных сферах социального опыта:

- предметных и надпредметных знаний (результат: «Я знаю...»);

- предметных и общепредметных умений («Я умею...»);

- творчества («Я создаю...»);

- в эмоционально-ценностной сфере («Я стремлюсь...»).

Основным результатом деятельности учителя начальных классов не должна стать система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций учащихся в интеллектуальной, правовой, информационной и других сферах личности и создание условий для её реализации.

Необходимо на первый план выдвигать не информированность ученика, а умение разрешать возникающие в жизни проблемы.

В качестве результатов обучения рассматривать не сумму заученных знаний, умений и навыков, а способность действовать в различных проблемных ситуациях.

Среди компетенций различают компетенции предметные, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов; общепредметные компетенции, относящиеся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей; ключевые ком петенции, относящиеся к общему содержанию образования.

Так чтобы сформировать предметные компетенции по математике для прочных навыков устных вычислений учитель применяет различные методы и формы работы. Начиная с первого класса - прочное усвоение состава числа: игры «Засели домик», «Лучики».

По русскому языку формирование орфографической зоркости ведётся поэтапно на протяжении обучения в начальной школе. Начиная с простейших заданий по развитию фонематического слуха, например: найди среди букв лишнюю.

А Ц О Е И У Я

Нахождение орфограмм : выбери слова на изучаемую орфограмму.

Жутко, пружина, шумит, малыши и т.д.

Огромные возможности по формированию предметных компетенций дают использование современных педагогических технологий и элементы развивающего обучения в начальных классах.

Много труда должен приложить учитель, чтобы сформировать предметные компетенции учащихся и создать современную модель выпускника общего образования.

“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.

В наших руках возможность формировать личность:

- любознательную, интересующуюся, активно познающую мир;

- умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности;

- уважающую и принимающую ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа;

- доброжелательную, умеющую слушать и слышать партнёра, уважающую своё и чужое мнение;

- готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.

Знания и умения, приобретенные в рамках этих образовательных областей, позволят сформировать у учащихся коммуникативные, социальные, оценочные навыки, возможность учиться и практически применять полученные знания в повседневной жизни.

Автор:
Киселёва Татьяна Григорьевна, учитель начальных классов, школа – гимназия №1, г. Саркан