27 ноября 2009, 21:33 | 2 554 просмотра
Изменения, происходящие сегодня в системе казахстанского образования, предполагают обновление качества образования и цели общего образования:
-развитие у обучающихся самостоятельности и способности к самоорганизации; умение отстаивать свои права; готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности;
- толерантность.
Таким образом, в условиях модернизации общего образования приоритетной целью каждой ступени становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Сформулированы ключевые компетенции современного качества образования, которое предполагает ориентацию образования не только на «усвоение обучающимися определенной суммы универсальных знаний, умений и навыков, но и на развитие личности, её познавательных и созидательных способностей». Ориентируясь на формирование целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, на создание таких условий обучения, при которых ученики уже в стенах школы приобретут «опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности». Следовательно, в стенах школы человек должен овладеть суммой современных универсальных умений, научиться применять их в повседневной жизни. Это означает, что необходимо перейти от предметно-знаниевой модели обучения к практико-ориентированной, компетентностной.
К сожалению, в практике преобладает качество образования, отражающее только уровень знаний, умений и навыков учащихся. В этой связи основным результатом деятельности образовательного учреждения не должна стать система знаний, умений и навыков сама по себе, необходимо учесть набор ключевых компетенций учащихся в интеллектуальной, правовой, информационной и других сферах личности и создание условий для её реализации.
В государственном образовательном стандарте начального общего образования определено, что важнейшим приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений, навыков и способов познавательной деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предполагает успешность обучения на последующих ступенях непрерывного образования.
Анализируя последние государственные документы, рассматривающие современное качество образования, можно выделить две группы образовательных результатов:
1.Способность ориентироваться (в окружающей действительности, в явлениях природы, в социальных явлениях, во всех областях культуры).
2.Формирование пяти ключевых компетенций:
- социальных;
- коммуникативных;
- информационных;
- толерантности;
- самообразования.
Под компетентностью понимается выраженная способность применять свои знания и умения, интегрированная характеристика качеств личности, результат подготовки выпускника для выполнения деятельности в определенных областях (компетенциях). В постиндустриальную эпоху наиболее предпочтительными компетенциями, которыми должен обладать выпускник образовательного учреждения, являются:
- готовность к продолжению образования;
- способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений;
- толерантность: понимание различий, уважение к другим, способность жить с людьми разных культур, языков и религий;
- владение новыми технологиями, понимание их применения;
- способность учиться всю жизнь как основа- непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни.
Компетентный человек – это человек, обладающий достаточными навыками, знаниями и возможностями в определенной области. Знания являются основой компетенции. Изменение модели образования требует прежде всего изменения самого учителя, готового достигать социальных, коммуникативных, информационных компетенций, толерантности, самообразования и практико-ориентированных знаний и умений у учеников. В начальной школе компетентностный подход должен реализоваться путем формирования у школьника системы ключевых компетенций, составляющих его субъективный опыт. Формирование субъективного опыта должно происходить посредством усвоения культуросообразного содержания начального образования, представленного в различных сферах социального опыта:
- предметных и надпредметных знаний (результат: «Я знаю...»);
- предметных и общепредметных умений («Я умею...»);
- творчества («Я создаю...»);
- в эмоционально-ценностной сфере («Я стремлюсь...»).
Основным результатом деятельности учителя начальных классов не должна стать система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций учащихся в интеллектуальной, правовой, информационной и других сферах личности и создание условий для её реализации.
Необходимо на первый план выдвигать не информированность ученика, а умение разрешать возникающие в жизни проблемы.
В качестве результатов обучения рассматривать не сумму заученных знаний, умений и навыков, а способность действовать в различных проблемных ситуациях.
Среди компетенций различают компетенции предметные, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов; общепредметные компетенции, относящиеся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей; ключевые ком петенции, относящиеся к общему содержанию образования.
Так чтобы сформировать предметные компетенции по математике для прочных навыков устных вычислений учитель применяет различные методы и формы работы. Начиная с первого класса - прочное усвоение состава числа: игры «Засели домик», «Лучики».
По русскому языку формирование орфографической зоркости ведётся поэтапно на протяжении обучения в начальной школе. Начиная с простейших заданий по развитию фонематического слуха, например: найди среди букв лишнюю.
А Ц О Е И У Я
Нахождение орфограмм : выбери слова на изучаемую орфограмму.
Жутко, пружина, шумит, малыши и т.д.
Огромные возможности по формированию предметных компетенций дают использование современных педагогических технологий и элементы развивающего обучения в начальных классах.
Много труда должен приложить учитель, чтобы сформировать предметные компетенции учащихся и создать современную модель выпускника общего образования.
“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.
В наших руках возможность формировать личность:
- любознательную, интересующуюся, активно познающую мир;
- умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности;
- уважающую и принимающую ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа;
- доброжелательную, умеющую слушать и слышать партнёра, уважающую своё и чужое мнение;
- готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.
Знания и умения, приобретенные в рамках этих образовательных областей, позволят сформировать у учащихся коммуникативные, социальные, оценочные навыки, возможность учиться и практически применять полученные знания в повседневной жизни.