Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

Параллелограмның ауданы


26 апреля 2012, 12:03 | 3 018 просмотров



Сабақтың мақсаты:

1.Оқушыларды параллелограмның қасиеттерін, түрлерін білуге, ауданын есептеуге үйрету. Параллелограмға берілген есептерді шығару ептіліктерін арттыру.

2.Есеп шығару барысында формулаларды дұрыс пайдалана отырып есте сақтау және логикалық ойлау, талдау қабілеттерін дамыту.

3.Өз ойын қорыта отырып, жеткізе білуге, ұқыптылыққа, нақтылыққа тәрбиелеу.

Сабақтың көрнекілігі: Компьютер, интерактивті тақта, Power Point бағдарламасының көмегімен осы сабаққа арнайы дайындалған слайдтар (презентация).

Сабақтың әдісі: практикалық

Сабақтың түрі: Жаңа сабақты түсіндіру

Сабақтың барысы.

I. Ұйымдастыру кезеңі. Сабақтың мақсатымен оқушыларды таныстыру.

II. Үй жұмысын тексеру. (Өткен тақырыпты қайталау)

Анықтаманы жалғастыр.

•Барлық бұрыштары тік болатын параллелограмм...

•Өзара перпендикуляр диагональдары бар параллелограмм...

•Текекі қабырғасы параллель төртбұрыш....

•Қарама-қарсы қабырғалары қос-қостан параллель болатын төртбұрыш...

•Ұзындығы мен енінің көбейтіндісіне тең аудан...

•Барлық қабырғалары тең параллелограмм...

III.Жаңа сабақ

Параллелограмның қасиеттерін қайталай отырып түсіндіру.

Теорема. Параллелограмның ауданы оның табаны мен биіктігінің көбейтіндісіне тең.

Дәлелдеу.

S=ah S=absina

S - Аудан, а - қабырғасы, h - биіктігі

Ромб параллелограмның дербес түрі. Ромбының ауданы мынаған тең

S=ah S=a2sina S=1/2 d1 d2

1. Параллелограмм тақырыбы бойынша алған білімдерін тиянақтау және бекіту.

Презентация көмегімен келесі анықтамалар мен қасиеттерді қайталаймыз:

•параллелограмм анықтамасы;

•параллелограмның негізгі қасиеттерін тұжырымдау;

•параллелограмның негізгі қасиеттерін сызба бойынша формулалар көмегімен көрсету;

•параллелограмның ауданын табу формулалары;

•параллелограмның түрлері, ромбының ауданын табу формулалары.

2.Параллелограмм тақырыбына есептер шығару.

№1. (ауызша есепте). Параллелограмның бір бұрышы 50 градусқа тең.

Параллелограмның қалған бұрыштарын тап.

№2. (ауызша есепте). Параллелограмның екі бұрышының қосындысы 1700. Параллелограмның бұрыштарын тап.

№3. (ауызша есепте). Параллелограмның қабырғалары 14 см және 19 см. Параллелограмм периметрін тап.

№4. (ауызша есепте). Параллелограмның бір қабырғасы 10 см, ал оған түсірілген биіктігі 6 см. Параллелограмының ауданын тап.

№5(ауысша есепте). параллелограмның екі бұрышының қосындысы 140, Параллелограмның қалған бұрыштарын тап.

IV. Оқулықпен жұмыс. Тақтаға жазбаша орындалады.

5. Үйге тапсырма беру

А.Қ.ҚАБЛАНБЕКОВА

А.С.Пушкин атындағы МДШО

бар орта мектебі

математика пәнінің мұғалімі

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНОЙ

РАБОТЫ ПО СОХРАНЕНИЮ И

УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ

ШКОЛЬНИКОВ

Здоровье подрастающего поколения – это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей.

Приобщение школьника к проблеме сохранения своего здоровья прежде всего процесс социализации.

Это создание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Для формирования душевного комфорта необходимы знания о законах развития своего организма, его взаимодействий социальными факторами. Существующая система школьного образования при всей ее научности не учитывает главного конкретного человека, индивидуальных законов его развития. Несоответствие школьной системы образования и развитие личности ребенка конкретными закономерностями индивидуальности накладывает порочный своеобразный стереотип на домашнее воспитание.

В хорошем здоровье подрастающего поколения заинтересованы все – и родители, и учителя, и врачи, но практика показывает, что они прикладывает недостаточно усилий для его сохранения. Здоровье детей с возрастом ухудшается, их функциональные возможности в ходе учебы снижаются, что затрудняет усвоение учебной программы, ограничивает выбор будущей профессии. Базовое, а тем более, профилированное школьное образование должно не ухудшать, а улучшать здоровья учащихся посредством совершенствования их знании, формирование умений и навыков, укреплять свое здоровье окружающих.

В современном научном понимании здоровье школьников включает комплекс признаков:

-соответствующий возрасту уровень жизнеобеспечивающих систем (нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, костно-мышечной);

-гармоничное физическое развитие (рост, масса тела, окружность груди, жизненная емкость легких, сила кисти);

-быстрое приспособление организма (адаптация) к новым условиям (занятие в школе, отдых в туристическом походе и т.д.);

- высокая умственная и физическая работоспособность (без напряжения заниматься в школе);

-отсутствие болезней в течение года либо кратковременная болезнь (не более 5-7 дней) с полным выздоровлением.

Таков современный эталон здоровья школьника.

Характеристика возрастной диагностики здоровья учащихся свидетельствует о том, что оно ухудшается с возрастом. Так, комп-

лексная оценка здоровья (распределение детей по группам здоровья) показывает, что здоровых детей (I – группа) среди выпускников школ в 3-5 раз меньше, чем среди первоклассников, и наоборот, число старшеклассников, имеющих хроническое заболевание (III – группа), 2-3 раза больше, чем среди учеников начальных классов.

В младших классах (1-4 классы) часто встречается несовпадение биологического и метрического возраста учащихся незрелые и условно зрелые дети составляют 25-30 %, задержка моторного развития наблюдается у 40-50% , затруднение при адаптации к школе у 15-20%.

В средних классах (5-9 классы) идет интенсивное созревание организма. Оно характеризуется резкими эндокринальными сдвигами, изменения функционального состояния всех органов и систем, интенсивным ростом (увеличением размеров тела) и дифференцированием строения и функции органов тканей. Повышается возбудимость нервной системы, ослабевают все виды торможения, нередки сосудистые расстройства, изменение ритма дыхания, повышенная утомляемость, как при умственных, так и при физических нагрузках. А если учесть, что более половины детей этого возраста относятся ко II группе «здоровья», т. е. группе риска, то для успешного обучения от учителя требуется новый уровень знаний по вопросам сохранения здоровья учащихся.

В старших классах (10-11 классы) здоровье учащихся еще больше ухудшается. Увеличение фактической нагрузки в школе (до 6-8 часов) и при подготовке домашнего задания (еще 2-4 часа), не устраненные на предыдущих возрастных этапах отклонения здоровья, недостаток знаний по вопросам его сохранения ведут к тому, что здоровых детей

(I группа здоровья) среди старшеклассников почти нет. 2/3 учащихся имеют серьезные отклонение здоровья: хронические заболевания дыхательной сердечнососудистой и пищеварительной систем, понижение зрения диагностирует более чем у 30% старшеклассников, снижение слуха 5-7%, нарушение осанки 15-25%. Эти дефекты здоровья не только затрудняют восприятие учебного материала, но и являются причиной низкой работоспособности, ограничивают выбор будущей профессий.

К сожалению, учителя и родители часто привыкают к жалобам учеников на вялость, головокружение, ослабление памяти, головные боли, боли в животе, которые являются постоянными спутниками их обучения в школе. Эти так называемые «школьные болезни» создают предпосылки массовой инвалидизации взрослого населения, снижение трудоспособного возраста и продолжительности жизни. Формирование здорового образа жизни должно осуществляться не только в учебное, но и внеурочное время.

К.Ж.КУРЕНКЕЕВ,

учитель физического воспитания

школы-гимназии № 10 им. Ч.Валиханова

«SPECIAL PEOPLE»

Мақсаттары:

А) білімді қалыптастыру күшейтпелі шырай туралы түсінік беру, шырайларды қолдана отырып, сөздік қорын молайту.

В) деңгейлік және грамматикалық тапсырмалар орындау арқылы оқушылардың сөйлеу және тыңдау қабілеттерін дамыту.

С) достарын сыйлауға және Отансүйгіштікке тәрбиелеу.

Сабақ түрі: жаңа білімді меңгерту

Сабақ әдістері: тест, сұрақ жауап, техникалық құрал, плакат және деңгейлік тапсырмалар.

Пәнаралық байланыс: қазақ тілі, география

Технология: «Деңгейлеп, саралап оқыту технологиясы».

Сабақ барысы

І. Organization moment.

Who is on duty?

What date is it today?

What day is it?

What is the weather like today?

Who is absent today?

II.Dear students today we shall introduce with superlative degrees and do grammar exercises and level tasks in order to develop our speaking, writing, listening abilities.

III.Explaining new material.

The first answer the questions?

How many degrees of adjectives do you know?

What is the positive degree?

What is the comparative degree?

Look at the picture I shall give you some information about superlative adjectives.

1.One syllable – the shortest, the longest.

2.Ending in ‘y’- the happiest, the dirtiest

3.of two or more syllables – the most beautiful

4.irregular adjectives:

Good- better –the best

Bad- worse- the worst

Little-less-the least

Many, much-more-the most

Far- farther- farthest

And now work with a card (check how do you understand it)

Intelligent, interesting, good, clever, important, nice. (Give the superlative forms of these adjectives).

Reading ex.1, p.77

1.The shortest person in the world was called General Tom Thumb. He was born in 1838 in the USA and was only 102 cm tall when he died in 1883.

2.King George IV had the biggest bath. It was 4,88 m long, 3,05 m wide,

1, 83 m deep.

3.China has the largest population in the world- about one milliard.

4.The funniest name? Mr. Zzyzzy. Zzyryxxy who lives in Chicago and that’s true.

ex.2, p.77 (find out the superlative forms)

Writing

Speaking (make sentences using these activities in English language in superlative forms)

a)the most interesting

b)the most important

c)the most difficult for you to do English?

-listening to the radio news;

-reading English books;

-pronouncing English words;

-learning vocabulary;

-writing a letter;

-doing grammar exercises;

-Translating English texts.

Listening (Now listen the text about «Mary’s birthday present» and find adjectives put it in superlative forms)

IV. Look at the three hotels and describe those using superlative adjectives.

What hotel is the biggest?

What hotel is the cheapest?

What is the most expensive?

What is the smallest?

V. Level tasks

I Level

1. Make sentences using these adjectives (мына сыны есімдерді қолданып, күшейтпелі шырайда сөйлем құра)

Strong, clean, interesting……..

1.Describe your classmates (сыныптастарыңды күшейтпелі шырайда суретте)

I am in class 6 a. There are nine pupils in my class…………

2.Мына сын есімдердің антонимін таба отырып, бірден күшейтпелі шырайда жаз

Cheap- expensive – the most expensive

Good-

Fast-

Small-

Interesting-

Noisy-

VI. Revision. A) Test work

B) Now in December we have a holiday about our Independent Day. That’s why now you should describe Kazakhstan and Astana using the adjectives.

Home task (Describe your classmates and your families)

Put marks.

Г.К.ЖОЛАМАНОВА

Көксай орта мектебі

ағылшын және қазақ тілі пәнінің мұғалімі

Кербұлақ ауданы