4 мая 2012, 23:42 | 1 433 просмотра
Цель: показать детям уникальность культуры, к которой они принадлежат и древние корни здорового образа жизни.
Задачи:
1. Напомнить детям о богатстве родной культуры.
2. Показать связь культуры семьи с культурой народа.
3. Объяснить детям, что следует критически относиться к употреблению табака, алкоголя- как явлениям, распространенным в настоящее время, но не имеющих древних корней.
Оборудование: иллюстрации памятников культуры, рисунки русских костюмов, рисунки убранства избы, фотографии города. Выставка детских книжек с русскими народными сказками, прялка, и выставка поделок народного промысла.
Ход урока:
1. Организационный момент.
(Дети сидят кружком.)
- Ровненько встали. Вы сегодня такие красивые. Я вижу ваши заинтересованные взгляды и мне очень приятно.
2. Упражнение – энергизатор.
2.1. Повернулись друг к другу, улыбнулись и сказали друг другу комплименты. Тот, кому сделаны комплименты, должны благодарить.
3. Подготовка к восприятию темы.
Играет музыка.
•Сядьте удобно
•Расслабьтесь
•Закройте глазки, слушайте и представляйте.
(Учитель читает наизусть)
О чем-то скрипит половица
И спицам опять не спится
Присев на кровати подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица
Меняются звуки и краски
Тихонько скрипит половица
По комнате ходит сказка
Беседа:
•Что вы представили?
•Кому из вас перед сном родители читают сказки?
На доске:
Рукавица Синеглазка
Уточка Колобок
Стрела Алёнушка
Сестрица Змей
Конь Кощей
Избушка Иван
Емеля
- Что же это за слова?
(Предметы и герои из сказок)
-Прочитайте первые буквы слов.
- Что получилось?
(Ответ детей: Русские сказки)
4. Мозговой штурм
- Причём здесь сказки, когда тема нашего урока “Культура моей страны и Я”?
- Как вы думаете, что же такое культура?
(Дети говорят, а учитель записывает на листе ватмана: картины, песни, памятники, загадки, танцы и т.д. )
- Да, правильно. Молодцы!
- Культура – это не только здания, картины, памятники, национальные костюмы, но так же сказки, песни, танцы, загадки, пословицы, поговорки, игры.
- Я вам тоже предлагаю поиграть.(Учить читает загадки, а дети отгадывают названия сказок и их персонажей).
У Аленушки-сестрицы
Унесли братишку птицы
Высоко они летят
Далеко они глядят. (Гуси-лебеди)
- В давние времена, когда не было телевизоров, люди после трудового дня собирались в какой-то избе (зимой), а летом на завалинке. Приходили они не просто посидеть, поговорить. Каждый приносил с собой какое-то рукоделие. (Учитель в русском сарафане сидит за прялкой и прядет, девочки вышивают, а мальчики делают из бумаги журавликов. ) Так и проводили длинные, зимние вечера.
(Дети в народных костюмах читают стихи.)
.1 ученик
- Роднило одно: собирались, чтобы себя показать и на других посмотреть, переброситься частушкой, посоперничать в потешках и забавах, умением и мастерством блеснуть.
2 ученик.
-Добрый день вам, и поклон
Гости дорогие!
Собрались со всех сторон
Наши все, родные.
3 ученик.
-Я смотрю на ваши лица
Хорошо, отрадно мне.
Словно я в огромной, дружной
И приветливой семье.
-Какие пословицы, поговорки вы знаете о семье?
При солнышке светло, при матушке тепло.
В семье и каша гуще.
Вся семья вместе и душа на месте.
На что клад, когда в семье лад.
Всякий дом хозяином держится.
На свете всё найдёшь, кроме отца и матери.
- У каждого человека есть родной дом, в котором живёт его семья. Каждый дом, квартира – это неповторимый, особенный мир со своим укладом, порядком, традициями, праздниками.
- Как вы думаете, что не нравится вашему дому, квартире?
(Грязь, пыль, беспорядок, немытые полы, разбросанные вещи, грубые и громкие крики, ссоры….)
- А что радует?
(Чистота, уют, добрые приветливые отношения между людьми, забота друг о друге.)
5. Физминутка.
Утром бабочка проснулась
Улыбнулась, потянулась,
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три - нагнулась и присела,
На четыре улетела
И на стульчик тихо села.
- А знаете ли вы, как в старые времена строили дом? Как выбирали место?
Дети: На высоком месте, на сухом
-Правильно. Дом строили на высоком месте,дружно. Когда дом был построен,то сначала впускали кошку,приносили угольки из старой печки, чтобы растопить печь в новом доме.
Так из дома в дом, из поколения в поколение переходили традиции домашнего уюта, порядок и правила.
- Есть ли у вас любимые семейные праздники? Какие?
(Дети говорили о семейных праздниках: дни рождения,
Новый Год, день Победы.)
-Как ваш дом к ним готовится?
-А вы участвуете в подготовке к домашним праздникам?
Праздник- это замечательно.
Он тем и радостен, бывает не часто, его ждут, готовятся,
О нём мечтают. Гораздо больше в нашей жизни будничных дней, заполненных заботами и трудом. Когда много и честно потрудишься, тогда и веселишься на празднике с чистой совестью.
-Что вам нравится на праздниках?
(Весело, красиво, все нарядные, в доме чисто. На столе много всего вкусного.)
7. Итог урока:
Спасибо за урок! Вы меня порадовали своей работой на уроке.