Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

Культура и Я


4 мая 2012, 23:42 | 1 433 просмотра



Цель: показать детям уникальность культуры, к которой они принадлежат и древние корни здорового образа жизни.

Задачи:

1. Напомнить детям о богатстве родной культуры.

2. Показать связь культуры семьи с культурой народа.

3. Объяснить детям, что следует критически относиться к употреблению табака, алкоголя- как явлениям, распространенным в настоящее время, но не имеющих древних корней.

Оборудование: иллюстрации памятников культуры, рисунки русских костюмов, рисунки убранства избы, фотографии города. Выставка детских книжек с русскими народными сказками, прялка, и выставка поделок народного промысла.

Ход урока:

1. Организационный момент.

(Дети сидят кружком.)

- Ровненько встали. Вы сегодня такие красивые. Я вижу ваши заинтересованные взгляды и мне очень приятно.

2. Упражнение – энергизатор.

2.1. Повернулись друг к другу, улыбнулись и сказали друг другу комплименты. Тот, кому сделаны комплименты, должны благодарить.

3. Подготовка к восприятию темы.

Играет музыка.

•Сядьте удобно

•Расслабьтесь

•Закройте глазки, слушайте и представляйте.

(Учитель читает наизусть)

О чем-то скрипит половица

И спицам опять не спится

Присев на кровати подушки

Уже навострили ушки…

И сразу меняются лица

Меняются звуки и краски

Тихонько скрипит половица

По комнате ходит сказка

Беседа:

•Что вы представили?

•Кому из вас перед сном родители читают сказки?

На доске:

Рукавица Синеглазка

Уточка Колобок

Стрела Алёнушка

Сестрица Змей

Конь Кощей

Избушка Иван

Емеля

- Что же это за слова?

(Предметы и герои из сказок)

-Прочитайте первые буквы слов.

- Что получилось?

(Ответ детей: Русские сказки)

4. Мозговой штурм

- Причём здесь сказки, когда тема нашего урока “Культура моей страны и Я”?

- Как вы думаете, что же такое культура?

(Дети говорят, а учитель записывает на листе ватмана: картины, песни, памятники, загадки, танцы и т.д. )

- Да, правильно. Молодцы!

- Культура – это не только здания, картины, памятники, национальные костюмы, но так же сказки, песни, танцы, загадки, пословицы, поговорки, игры.

- Я вам тоже предлагаю поиграть.(Учить читает загадки, а дети отгадывают названия сказок и их персонажей).

У Аленушки-сестрицы

Унесли братишку птицы

Высоко они летят

Далеко они глядят. (Гуси-лебеди)

- В давние времена, когда не было телевизоров, люди после трудового дня собирались в какой-то избе (зимой), а летом на завалинке. Приходили они не просто посидеть, поговорить. Каждый приносил с собой какое-то рукоделие. (Учитель в русском сарафане сидит за прялкой и прядет, девочки вышивают, а мальчики делают из бумаги журавликов. ) Так и проводили длинные, зимние вечера.

(Дети в народных костюмах читают стихи.)

.1 ученик

- Роднило одно: собирались, чтобы себя показать и на других посмотреть, переброситься частушкой, посоперничать в потешках и забавах, умением и мастерством блеснуть.

2 ученик.

-Добрый день вам, и поклон

Гости дорогие!

Собрались со всех сторон

Наши все, родные.

3 ученик.

-Я смотрю на ваши лица

Хорошо, отрадно мне.

Словно я в огромной, дружной

И приветливой семье.

-Какие пословицы, поговорки вы знаете о семье?

При солнышке светло, при матушке тепло.

В семье и каша гуще.

Вся семья вместе и душа на месте.

На что клад, когда в семье лад.

Всякий дом хозяином держится.

На свете всё найдёшь, кроме отца и матери.

- У каждого человека есть родной дом, в котором живёт его семья. Каждый дом, квартира – это неповторимый, особенный мир со своим укладом, порядком, традициями, праздниками.

- Как вы думаете, что не нравится вашему дому, квартире?

(Грязь, пыль, беспорядок, немытые полы, разбросанные вещи, грубые и громкие крики, ссоры….)

- А что радует?

(Чистота, уют, добрые приветливые отношения между людьми, забота друг о друге.)

5. Физминутка.

Утром бабочка проснулась

Улыбнулась, потянулась,

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три - нагнулась и присела,

На четыре улетела

И на стульчик тихо села.

- А знаете ли вы, как в старые времена строили дом? Как выбирали место?

Дети: На высоком месте, на сухом

-Правильно. Дом строили на высоком месте,дружно. Когда дом был построен,то сначала впускали кошку,приносили угольки из старой печки, чтобы растопить печь в новом доме.

Так из дома в дом, из поколения в поколение переходили традиции домашнего уюта, порядок и правила.

- Есть ли у вас любимые семейные праздники? Какие?

(Дети говорили о семейных праздниках: дни рождения,

Новый Год, день Победы.)

-Как ваш дом к ним готовится?

-А вы участвуете в подготовке к домашним праздникам?

Праздник- это замечательно.

Он тем и радостен, бывает не часто, его ждут, готовятся,

О нём мечтают. Гораздо больше в нашей жизни будничных дней, заполненных заботами и трудом. Когда много и честно потрудишься, тогда и веселишься на празднике с чистой совестью.

-Что вам нравится на праздниках?

(Весело, красиво, все нарядные, в доме чисто. На столе много всего вкусного.)

7. Итог урока:

Спасибо за урок! Вы меня порадовали своей работой на уроке.

Автор:
А.А.НАРИМБАЕВА, учитель начальных классов