4 мая 2012, 23:44 | 2 189 просмотров
Цели урока: 1) Выяснить особенности употребления существительных в винительном падеже без предлогов и с предлогами в на. Найти приметы винительного падежа и общими усилиями определить его морфологические и синтаксические признаки.
2) Развивать логические мышление, устную и письменную речь, память
3) Воспитывать самостоятельность, интерес к поиску, умение анализировать проделанную работу.
Оборудование: учебник, карточки, таблица.
Тип урока: урок-игра
Методы урока: информационно- исследовательский
Ход урока:
1.Орг. момент. Здравствуйте, ребята!
Запишите число и тему урока
Винительный падеж с предлогами и без предлога.
Раздается стук в дверь, в класс входит ученик в форме капитана милиции /инспектор уголовного розыска/
-Можно к вам?
-Пожалуйста. Вы к кому?
-Я пришел к ребятам, хочу просить у них помощи.
-А что случилось?
-По телефону нам сообщили, что пропал один падеж.
Назвать какие- либо приметы не могут. Поэтому я пришел просить помощи у вас, ребята. Если вы нам поможете установить характерные особенности этого падежа, мы его обязательно найдем.
-Что, ребята, поможем капитану?
-Поможем, поможем!
Ну что же, раз решили помочь, надо приниматься за дело. Помните, как следствие ведут знатоки. У каждого свой участок работы. Давайте определим, кто что будет делать. Выберем штаб, куда будут поступать сообщения о личности падежа. Начальником штаба назначим кого? Миру. Разделимся на группы.
1.Оперативная
2. Криминальная
ШТАБ 3. Следственная
4. Розыска
2. Повторение пройденного. Вопросы задаст начальник штаба.
Давайте заведем дело. Что мы ищем?.
-Мы ищем падеж существительного.
Вопросы к группам
-Что мы называем существительным?
Существительное-часть речи, которая обозначает предметы и отвечает на вопросы: кто? что?
-Как изменяется существительное? (По родам, числам, падежам)
-Сколько родов имеет имя существительное? (Мужской, женский, средний)
-Сколько падежей имеет имя существительное? (6 падежей). Какой падеж мы ищем? Винительный
Давайте повторим падежи имени существительного. На какие вопросы оно отвечает. Достаньте свои таблички и сверяйте ответы.
И.п. Кто? Что?
Р.п. Кого? Чего?
Д.п. Кому? Чему?
В.п. Кого? Что?
Т.п. Кем? Чем?
П.п О ком? О чем?
3. Тренировочные упражнения. Поиск падежа. Каждая из групп получает оперативные задания. Вместо точек вставить существительное из скобок в нужной форме
Мы любим...... /Родина/
Школьники с интересом слушали..... /писатель/
Марат подарил другу..... /книга/
Люда и Ира поливали ...../дерево/
Карточки сдают в штаб.
Задания каждой группы.
1.Найти существительные в винительном падеже с предлогами и без предлогов в предложениях. Подчеркнуть.
Витя часто посещает библиотеку.
Обычно он ходит в библиотеку раз в неделю.
Строители строят колхозные ферму.
2.Поставить вопросы к существительным в винительном падеже.
Сестре понравился концерт. /что?/
Вера уехала в Ленинград. /куда?/
Из окна автобуса я увидел ферму /что?/
Учитель повел нас на ферму /куда?/
3.Выделить окончания у существительных винительного падежа.
Ребята поехали в Москву. /ж.р./
Мы любим родную землю /ж.р./
Школьники с интересом слушали стихи казахского поэта /м.р./
Мы смотрели по телевизору празд-
ничный концерт /м.р./
4.Выяснить, какими членами предложения являются существительные в винительном падеже с предлогом и без предлога.
В нашем колхозе построили /что?/ клуб.
В клуб /куда?/ приехали артисты.
Ребята решили послушать /что?/ лекцию.
Родители пошли /куда?/ в театр.
Представители каждой группы выступают с выводами.
Подведение итогов.
Начальник штаба выходит к доске и вывешивает портрет винительного падежа докладывает:
-В результате большой работы, проведенной всеми группами, нам удалось установить такие приметы падежа, который потерялся.
1.Существительные отвечают на вопросы кого? что? куда?
2.Сущест м.р. имеют окончания –а, -я или нулевое
Сущест ж.р. –у, -ю.
3.Они употребляются с предлогами в на и без предлога.
4.Сущ-е употребляются со словами разрешите, позвольте.
5.Сущ-е в предложении являются дополнением или обстоятельством
Ребята, вы догодались, какой падеж?
-Винительный
Выставление оценок. Начальник штаба вместе с учителем оценивают работу каждой группы.
-Как, товарищ капитан. Вы довольны работой наших знатоков?
-Очень доволен. Благодрю всех за помощь
-Теперь вы можете его найти?
-Обязательно найдем. Еще раз большое спасибо.
До свидания.