Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ ДИДАКТИКИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ХИМИИ


4 мая 2012, 23:59 | 1 324 просмотра


Система образования в Казахстане в настоящее время ориентирована на вхождение в мировое образовательное пространство. Оптимальное использование современных технологий обучения на сегодня является важнейшей составляющей педагогического процесса. Наиболее эффективный результат в достижении поставленных целей даёт использование личностно-ориентированных технологий.

В центре внимания личностно – ориентированных технологий - уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.

В концепции сотрудничества это положение заменяется представлением об ученике как о субъекте своей учебной деятельности.

Игровые технологии органично соприкасаются с концепциями «педагогики сотрудничества» и направлены на активизацию и интенсификацию деятельности учащихся. Рассмотрим особенности, роль и значение дидактической игры.

Дидактическая игра позволяет эффективно реализовать все ведущие функции обучения: образовательную, воспитательную и развивающую на основе принципов педагогики сотрудничества.

Использование такой формы обучения решает следующие задачи:

•Осуществляется более свободный, психологически раскрепощенный контроль знаний;

•Исчезает болезненная реакция учащихся на неудачные ответы;

•Подход к учащимся в обучении становится более деликатным и дифференцированным

Обучение–игра позволяет научить распознавать, сравнивать, характеризовать, обосновывать, применять знания.

В результате применения метода игрового обучения достигаются следующие цели:

•Стимулируется познавательная деятельность учащихся;

•Активизируется познавательная деятельность;

•Самопроизвольно запоминаются специальные сведения;

•Формируется ассоциативное запоминание;

•Решаются проблемные вопросы;

•Усиливается мотивация к изучению предмета;

Все это говорит об эффективности обучения в процессе игры. К игровым моделям, способствующим активизации внимания, мышления и быстроты реакции поставленных задач относятся такие игры, как «Химическое казино» (командный и индивидуальный), «Терминологические игры», игры «Термины - синонимы», тренинговые игры «Соответствие движению», «Найдите лишнее», «Химический аукцион» и другие.

Предлагается модель игры «Найдите соответствие»

Цель игры: Обработка навыков быстрого запоминания формул химических символов и их «произношения»

Технология игры: При изучении химических элементов дети дома готовят карточки с формулами химических элементов отдельно – с их произношением. Игра имеет несколько вариантов.

1-вариант. Учитель просит показать элемент «медь», дети показывают карточку – «Си», учитель показывает свою карточку – «Fe» и просит показать произношение – «феррум», и затем проговаривает устно.

2-вариант. Учитель раздает на листочке названия нескольких химических элементов, напрмер: кислород, водород, свинец, ртуть, кремний, а учащиеся по своим карточкам долж-

ны составить соответствующие пары:

О (о) Pb (плюмбум) Si (силициум)

Н (аш) Hg (гидраргирум)

3-вариант. Учитель готовит «Карточки быстрого ответа», с формулами и «произношением» названий элементов, только с перепутанным соответствием. Задача учеников – поставить правильно стрелки между формулами и названиями.

Эту игру хорошо проводить при заучивании названий кислот и их солей, а также при освоении других тем.

Занимательная игровая дидактика поможет учителю разнообразить и оживить изложение сухого химического материала, вызвать интерес к теме и предмету в целом, активизировать ассоциативную память у учащихся в процессе обучения.

Автор:
Р.М.ЕСЕНОВА, учитель химии сш №15, г.Талдыкорган