Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

Этнопедагогика «Народные казахские игры - начало народных традиций»


4 мая 2012, 23:59 | 1 950 просмотров


Подвижная игра - естественный спутник в жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны. Создаётся эмоционально положительная основа для развития патриотических, чувств: любви и преданности Родине.

Родина впервые предстаёт перед ребенком в образах, звуках и красках, в играх. Всё это в изобилии несёт в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию.

Весёлые подвижные игры - это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, салочек! Когда они возникли? Кто это придумал? На этот вопрос один ответ: они созданы народом, так же, как сказки и песни.

Казахские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбираря в себя лучшие национальные традиции.

Особенно популярными и любимыми были такие игры, как «Байга» (конное состязание), «Кумис салу» (Подними монету). «Ак суек» (Белая кость).

Казахские игры для детей ценны в педагогическом отношении оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определённый настрой, интерес к народному творчеству.

Они достаточно разнообразны по своему содержанию, тематике и организации. Одни игры имеют сюжет, правила их связаны с сюжетом (например, «Балапандар»- цыплята) объясняя новую народную игру, в которой есть зачин (считалка или жеребьёвка), взрослому не следует предварительно в разуме, и вать с детьми текст, его желательно ввести в ход игры неожиданно. Такой приём доставляет детям большое удовольствие и избавит их от скучного трафаретного знакомства с игровым элементом.

Ребята, вслушиваясь в ритмичное сочетание слов, при повторении игры легко запоминают зачин (например, «Ак каскыр-байланган каскыр»- белый лютый, серый лютый).

Итак, народные игры казахского народа в КОМПЛЕКС другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Литература.

Сборник «Казахские народные игры».

Сборник «Детские подвижные игры народов СССР».

Автор:
Т.П.ТРЕБУХИНА, сш. им. М.Горького с ДМЦ Каратальский район