Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

Основные направления и содержания коррекционной работы


3 декабря 2009, 17:21 | 2 254 просмотра


Существовавшая до сегодняшнего дня система специального образования свидетельствовала о ее закрытости, институализации (возможности обучения детей с нарушениями в развитии только в специальных учебных заведениях).

Отсутствие в том или ином городе, районе, селе организаций, где ребенок мог бы получить коррекционно-развивающее обучение, обрекала его или на отрыв от семьи или делала эту помощь вообще недоступной. Сеть специализированных учреждений на территории Казахстан размещена неравномерно. Охват коррекционной помощью детей, нуждающихся в специальном обучении, далеко был не полным.

Специализированные учреждения находились на значительном расстоянии от места жительства обучающихся, и большая часть детей вынуждены были проживать в интернатах. В таком случае семья полностью исключался из коррекционного процесса.

Дети, обучающиеся в специальных (коррекционных) классах общеобразовательных школ и на дому, не всегда получали эффективную специализированную помощь. Многие обучающиеся на дому дети не получали достаточной квалифицированной помощи из-за отсутствия в регионах специалистов - дефектологов.

Имеющиеся коррекционные учреждения специализированы на определенном виде нарушения развития и поэтому не могут работать с детьми, имеющими множественные и сочетанные психофизические недостатки. Таким образом, необходимость создания образовательных учреждений нового типа как реабилитационных центров, кабинетов психолога - педагогической коррекции была обусловлена сложившейся ситуацией в сфере специального образования.

Открытие новых организаций образования при условии сохранения сети учреждений существовавшей ранее системы специального образования выявляет прогрессивные тенденции, определенные Законом РК «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», поскольку позволяет использовать имеющийся положительный опыт работы и обогатить его современными формами организации специальной коррекционной помощи.

Таким образом, сохранение сети специальных учреждений образования и создание новых типов и видов организаций образования позволяет обеспечить максимальную доступность специального образования для детей с ограниченными возможностями (в том числе и в районных населенных пунктах) и расширить контингент детей за счет включения в образовательный процесс детей, всех детей с проблемами в развитие.

В свете реализации Закона РК «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» (2002г.) в разных областях республики открыты новые типы организаций образования.

Пять лет назад в г. Талдыкоргане открылся кабинет психолого-педагогической коррекции. К сожалению, на сегодняшний день нет своего здания .

Целью деятельности кабинета психолого-педагогической коррекции является оказание различных видов помощи детям с проблемами в развитии, так же детям имеющим тяжелые нарушения функций которые не могут получить коррекционное обучение ни в одном из имеющихся коррекционных учреждениях.

Коррекционная помощь , которую оказывает КППК, носит комплексный характер, т.е присутствие разнопрофильных специалистов в КППК позволяет оказывать комплексную помощь, что тем самым родители не тратят время на посещение других учреждений в поисках нужного специалиста.

За годы работы кабинета педагоги успешно внедряют различные методы коррекционной педагогики. Десять оборудованных кабинетов имеют необходимую наглядность, дидактический материал, специализированную литературу, оборудование.

Все специалисты, работающие в учреждении, имеют высшее дефектологические образования.

В оказании комплексной коррекционной помощи в нашем кабинете участвуют специалисты, педагог- логопед, олигофренопедагог, сурдопедагог, инструктор ЛФК, тренер по адаптивному физическому воспитанию, педагог - психолог, социальный педагог, детский врач невропатолог.

КППК обслуживает детей города Талдыкоргана, п. Отенай также ближайшие районы Алматинской области, Коксуский район, Ескельдинский район.

С 2004 - по 2009 годы в КППК зарегистрированы 579 детей. Из них дошкольного возраста 180 детей, школьного возраста 399 детей с различными проблемами в развитии. 79 детей сняты с учета кабинета и на сегодняшний день успешно обучаются в общеобразовательных школах.

КППК имеет свой целевой контингент. Большинство детей, получающие коррекционную помощь, не посещают другие специализированные организаций образования.

Мы обслуживаем детей, не охваченных специализированными учреждениями, и удов летворяем специальные образовательные нужды детей, не дублируя деятельность других учреждений специального образования.

Стабильность обращаемости дошкольников в наше учреждение указывает на то, что именно эта возрастная группа имеет трудности в получении коррекционной помощи в связи отсутствии в городе специализированных детских садов. Наши дети не могут посещать дошкольные общеобразовательные учреждения. На основании учебного плана ребенок должен получать в среднем два-три занятия в неделю. Но такое посещение сейчас приемлемо только для остронуждающихся детей, остальные посещают один раз в неделю или стоят на очереди, не хватает кабинетов. Дополнительные кабинеты смогли бы позволить создать группы кратковременного пребывания детей дошкольников, где, наряду с индивидуальными занятиями специалистов, дети могли бы получить дополнительные групповые занятия воспитателей, музыкального руководителя, ЛФК и специалистов.

Количество детей школьного возраста преобладает детей дошкольного возраста. Эти данные свидетельствуют о том, что дети и подростки с проблемами в обучении и поведении не могут получить коррекционную помощь в общеобразовательных школах.

Таким образом, практическая деятельность нашего коррекционного кабинета позволяет успешно решать имеющиеся проблемы в оказании специализированной помощи детям и подросткам с ограниченными возможностями.

Во-первых, кабинет оказывает коррекционную помощь всем категориям детей без ограничения по возрасту и диагнозу.

Во-вторых, привлечение к коррекционной работе специалистов различных профилей является, несомненно, экономически наиболее успешным вариантом организации, поскольку создание в каждом регионе специальных учреждений для всех категорий детей с нарушениями в развитии невозможно, кроме того, участие в коррекционной работе специалистов различных профилей позволяет осуществлять комплексную медико-психолого-педагогическую и социальную помощь ребенку и его семье.

В-третьих, вариативные формы организации обучения в коррекционном кабинете позволяют предельно индивидуализировать коррекционный процесс. За пять лет нашей работы мы смогли создать отличный коллектив единомышленников, здесь трудятся высокопрофессиональные специалисты, которые любят свое дело, отдают тепло своих сердец нашим подопечным, стараются сделать все возможное для их реабилитации.

Автор:
Омиржанова Г.Б., заведующая ГУ КППК № 1 Талдыкорган. Научный сотрудник ННПЦКП