Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

Устная работа на уроках математики


11 мая 2012, 00:56 | 1 663 просмотра



В объяснительной записке программы по математике говорится: «Основная задача обучения математике в школе - обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования». Для того чтобы добиться хороших успехов в учебе школьников, педагогу необходимо сделать обучение желаемым процессом. Как известно, интересный урок можно создать при помощи следующих условий:

- личности учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается);

- содержания учебного материала (когда ребенку просто нравится содержание данного предмета);

- методов и приемов обучения.

Если первые два пункта не всегда в нашей власти, то последний – поле для творчества деятельности любого преподавателя. Чтобы ребенку было интересно на уроке, необходимо правильно выстраивать ход урока, т. е. урок должен быть подготовлен не только интересно (подборка материала), но также необходимо учитывать и нагрузку школьников на уроке, и учитывать ее помогает введение устных упражнений.

ЦЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УСТНЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ

МАТЕМАТИКИ

Основная цель использования устных упражнений на уроках математики – научить всех учеников производить в уме арифметические действия в пределах сложности, и при этом развить мышление, внимание и память.

Цели применения устных упражнений могут быть различными в зависимости от того, в какой части урока (начало, середина или конец) они используются. В начале урока устная работа может быть направлена на усиление активности деятельности учащихся, проверку домашнего задания или повторение пройденного материала, а также для проверки уровня овладения учениками пройденного ранее материала, т. е. на актуализацию и мотивацию знаний. В середине урока устные упражнения могут использоваться для лучшего усвоения нового материала, а в конце – на закрепление нового материала или как проверочная работа. Устная работа может быть использована на уроке для разминки, позволить учителю правильно распределить нагрузку детей, дать им отдохнуть. Устные упражнения могут быть направлены не только на использование вычислительных навыков, но и на повторение пройденного материала.

ФОРМЫ УСТНЫХ УПРАЖНЕНИЙ

Устная работа на уроках математики может проводиться в различных формах.

Разминка проводится при помощи фронтальной работы, которая вовлекает в деятельность весь класс, развивает быстроту реакции, умение слушать и слыть вопрос, четко и конкретно мыслить. Разминка проводится на этапе проверки домашнего задания или первичного усвоения, когда вопросы очень просты и требуют однозначный, быстрый ответ, проверяющий знание и умение услышать вопрос и обострить внимание детей. Обычно ученикам предлагается как можно быстрее ответить на некоторое количество вопросов и самостоятельно оценить себя (за правильный ответ ставить, например, плюс на полях, а в конце разминки учитель объясняет за какое количество плюсов и какую оценку надо себе поставить). Разминку можно составить из вопросов по теоретическому материалу и примеров. Такой прием называется числовой диктант. При использовании этого приема дети по заданию учителя выполняют устно какое-либо действие, а в тетрадь записывают только ответ. Этот прием дает возможность проводить не только устный счет, но и повторить пройденный теоретический материал и оценить уровень его понимания за короткое время. И что очень важно - результаты работы учитель и ученики видят сразу же, а это, в свою очередь, позволяет ученикам увидеть пробелы в своих знаниях, а учителю скорректировать по необходимости ход урока. Если при разминке работает весь класс целиком, то при диктанте каждый ученик работает индивидуально; также можно использовать работу в парах для проверки диктанта.

ПОДБОР УСТНЫХ УПРАЖНЕНИЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ

ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

По отношению к курсу математики учащихся можно разделить на три группы. Первую группу составляют школьники, для которых математика является лишь элементом общего развития, и в дальнейшем для профессиональной деятельности будет использоваться в незначительном объеме. Для этой группы важно овладение общей математической культурой. Во вторую группу входят учащиеся, у которых математика будет важным инструментом в их профессиональной деятельности. Для этой группы существенны не только знания о математических фактах, навыки логического мышления, пространственные представления, но и прочные навыки решения математических задач. И в третью группу относят тех учащихся, которые выберут математику (или близкие у ней области знаний) в качестве основы своей будущей профессии.

Целесообразно в этом случае проводить тестовые работы, где варианты могут быть подобраны именно в соответствии с группами учащихся в данном классе. Удобнее всего, если тест записан на карточках. Учитывая дифференциацию учащихся, учитель может поступить следующим образом: проводить диктант с классом и в это же время некоторым учащимся предложить карточки, на которых могут быть как устные упражнения, так и задания с более сложными вычислениями. Это еще одно из преимуществ устной работы, так как все ученики на уроке заняты. Таким образом, можно производить опрос всего класса, учитывая способности всех учащихся. Этот прием позволяет заинтересовать каждого учащегося, так как позволяет производить оценивание работы также дифференцированно, а это, в свою очередь, позволяет избежать неудовлетворительных оценок.

Автор:
И.КРАСИЛЬНИКОВА, учитель математики сш №14, г.Талдыкорган