Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

Пословицы и поговорки


11 мая 2012, 01:02 | 1 977 просмотров



Цели урока: -повторение и систематизация знаний по курсу «Лексика» русского языка;

- развитие познавательной деятельности, расширение кругозора,формирование у учащихся лексико-семантического взгляда на слово, как на основную единицу языка;

- воспитание личности на основе пословиц и поговорок.

Метод: словесный, практический.

Технология обучения: педагогическая технология уровневой дифференциации обучения.

Ход урока:

I.Орг. этап.

Проверка подготовленности учащихся к уроку

II.Блиц-турнир

1.Что такое лексика?

2.Какие слова называются антонимами?

3.Какие слова называются синонимами?

4.Какие слова называются омонимами?

5.Какие слова называются однозначными и многозначными?

6.Что такое фразеологизм?

III.Проверка дом. зад.

2-3 ученика читают ситуации, сказки с употреблением фразеологизмов.

IV.Объявление темы урока:

-Сегодня поговорим о пословицах и поговорках.

Что вы можете сказать о пословицах и поговорках? Ответы учащихся.

Вывод:

Слово учителя: Пословицы и поговорки представляют собой сгустки народной мудрости, они выражают истину, имеют поучительный смысл. Пословицы высмеивают лентяев, болтунов. Пословицы и поговорки похожи друг на друга, но между ними есть и различие. Пословица содержит поучительный вывод, обобщает сказанное, а поговорка дает яркую, меткую оценку событию, поступку.

1-слайд:

Пословица –это краткое устойчивое изречение.

Поговорка-это красочное, изречение назидательного характера, которое чаще всего надо понимать буквально.

Н-р: Словами туда-сюда, а делом никуда.

Коса-девичья краса. В тесноте, да не в обиде.

2-слайд: I- уровень

Запишите пословицы. Вставьте место точек антонимы к выделенным словам.

1.Корень ученья горек, да плод его ... (сладок )

2.Легко сказать, да ... доказывать. (трудно)

3.Вперед беги, а ... оглядывайся. (назад)

4.Маленькое дело лучше, большого ...(безделья)

3-слайд: II-уровень

Собери пословицы. Объясни значение пословиц и поговорок.

Труда, и рыбки, из пруда, не вытащишь, без;

По уму, встречают, провожают по платью;

В карман, он, не полезет, за, словом;

Да, в тесноте, в обиде, не;

Смело, гуляй, дело, кончил;

4-слайд : Разминка

Подберите пословицы о знаниях, о книгах, о труде.

(красочный слайд о знаниях, о книгах, о труде)

5- слайд: III-уровень

Угадайте о чем идет речь в фразеологизмах. Запишите несколько фразеологизмов.

1.Его вешают, приходя в уныние.

2.Его задирают, когда задаются.

3.Его всюду суют, вмешиваясь не в свои дела.

4.Не цветы, а вянут.

5.Ими хлопают, когда чего-то не понимают.

6.Его проглатывают, когда не желают говорить.

7.Он хорошо подвешен у бойких ребят.

8.За него тянут, заставляя высказываться.

Слова для справок: совать нос не в свои дела, нос повесил, задрать нос, уши развесить, хлопать ушами, уши вянут, тянуть за язык, язык проглатить, язык хорошо подвешен.

6-слайд: IV-уровень

Составьте с данными устойчивыми словосочетаниями предложения.

1.Как снег на голову (внезапно, неожиданно)

2.Не покладая рук (работать очень старательно)

3. За тридевять земель (очень далеко)

V. 8-слайд: Подведение итогов урока.

(красочные иллюстрации картин, где учащиеся должны подобрать пословицы, поговорки и фразеологизмы)

VI. Дом.зад.

Автор:
Г.Е.УТЕУЛЕНОВА, Узынагашская средняя школа учитель русского языка и литературы Жамбылского района