11 мая 2012, 01:02 | 1 977 просмотров
Цели урока: -повторение и систематизация знаний по курсу «Лексика» русского языка;
- развитие познавательной деятельности, расширение кругозора,формирование у учащихся лексико-семантического взгляда на слово, как на основную единицу языка;
- воспитание личности на основе пословиц и поговорок.
Метод: словесный, практический.
Технология обучения: педагогическая технология уровневой дифференциации обучения.
Ход урока:
I.Орг. этап.
Проверка подготовленности учащихся к уроку
II.Блиц-турнир
1.Что такое лексика?
2.Какие слова называются антонимами?
3.Какие слова называются синонимами?
4.Какие слова называются омонимами?
5.Какие слова называются однозначными и многозначными?
6.Что такое фразеологизм?
III.Проверка дом. зад.
2-3 ученика читают ситуации, сказки с употреблением фразеологизмов.
IV.Объявление темы урока:
-Сегодня поговорим о пословицах и поговорках.
Что вы можете сказать о пословицах и поговорках? Ответы учащихся.
Вывод:
Слово учителя: Пословицы и поговорки представляют собой сгустки народной мудрости, они выражают истину, имеют поучительный смысл. Пословицы высмеивают лентяев, болтунов. Пословицы и поговорки похожи друг на друга, но между ними есть и различие. Пословица содержит поучительный вывод, обобщает сказанное, а поговорка дает яркую, меткую оценку событию, поступку.
1-слайд:
Пословица –это краткое устойчивое изречение.
Поговорка-это красочное, изречение назидательного характера, которое чаще всего надо понимать буквально.
Н-р: Словами туда-сюда, а делом никуда.
Коса-девичья краса. В тесноте, да не в обиде.
2-слайд: I- уровень
Запишите пословицы. Вставьте место точек антонимы к выделенным словам.
1.Корень ученья горек, да плод его ... (сладок )
2.Легко сказать, да ... доказывать. (трудно)
3.Вперед беги, а ... оглядывайся. (назад)
4.Маленькое дело лучше, большого ...(безделья)
3-слайд: II-уровень
Собери пословицы. Объясни значение пословиц и поговорок.
Труда, и рыбки, из пруда, не вытащишь, без;
По уму, встречают, провожают по платью;
В карман, он, не полезет, за, словом;
Да, в тесноте, в обиде, не;
Смело, гуляй, дело, кончил;
4-слайд : Разминка
Подберите пословицы о знаниях, о книгах, о труде.
(красочный слайд о знаниях, о книгах, о труде)
5- слайд: III-уровень
Угадайте о чем идет речь в фразеологизмах. Запишите несколько фразеологизмов.
1.Его вешают, приходя в уныние.
2.Его задирают, когда задаются.
3.Его всюду суют, вмешиваясь не в свои дела.
4.Не цветы, а вянут.
5.Ими хлопают, когда чего-то не понимают.
6.Его проглатывают, когда не желают говорить.
7.Он хорошо подвешен у бойких ребят.
8.За него тянут, заставляя высказываться.
Слова для справок: совать нос не в свои дела, нос повесил, задрать нос, уши развесить, хлопать ушами, уши вянут, тянуть за язык, язык проглатить, язык хорошо подвешен.
6-слайд: IV-уровень
Составьте с данными устойчивыми словосочетаниями предложения.
1.Как снег на голову (внезапно, неожиданно)
2.Не покладая рук (работать очень старательно)
3. За тридевять земель (очень далеко)
V. 8-слайд: Подведение итогов урока.
(красочные иллюстрации картин, где учащиеся должны подобрать пословицы, поговорки и фразеологизмы)
VI. Дом.зад.