Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными


11 мая 2012, 01:47 | 2 644 просмотра


Цель: формирование умений различать виды придаточных обстоятельственных по значению, вопросам, средствам связи; простые и составные союзы в СПП с придаточными обстоятельственными.

Тип урока: комбинированный.

Методы: объяснительно- иллюстративный, частично- творческий, исследовательский.

Оборудование: интерактивная доска, слайды.

Ход урока:

І. Орг. момент

(Число, классная работа).

ІІ. Карточка с анаграммой «слова».

Р А Н О И Д, Б А К И Л Е П У Р С, Я М Е Л З, З Е Н А С И М И В О С Т Ь.

Ответ: родина, республика, земля, независимость.

ІІІ.— Сегодня на первом этапе нашего урока мы остановимся на важнейшем событии, касающемся нашей республики- 20-летие независимости Республики Казахстан.

«Наша знамя- независимость,

Наша цель- мир и благоденствие.

В этом мире у нас есть лишь одна Родина.

Это- Казахстан».

Н.А. Назарбаев

—Вы, конечно, согласитесь с этими словами. И это вы подтвердили в своих сочинениях, посвященных родному краю. В них звучат любовь и гордость к своей стране, желание в будущем хорошо и честно трудиться на благо своей Родины.

Мой Казахстан, (выступления учащихся)

Тебя, родной мой Казахстан,

Тебя воспеть хочу.

Чтоб знали люди других стран,

Как я тебя люблю!

Ты питал меня с детства живительной влагой.

Молоко материнское мне заменил.

Любовью, теплом, красотою, отвагой,

Живописностью ты мне сердце пленил.

ІV. Проверка домашнего задания.

1) Учащиеся читают предложения о Казахстане.(Они должны быть СПП).

2) Числовой диктант.

3) Оценивание работы.

V. Работа над стихотворением «Мой город»

1)Мой город, ты живешь в мечтах,

Легко паришь перед глазами.

Тебя я вижу в своих снах,

Ты ярко светишься цветами.

Мой город, улыбнешься мне

Фонтанов брызгами весною.

Мой город, так к лицу тебе

Сугробы снежные зимою.

Мой город, где б я ни была,

Ты мне родней всего на свете.

Хранишь ты то, какой была

Я на своем десятом лете!

2) - Выделить слова, которые обозначают образ действия,

время действия, меру и степень.

-Какими членами предложения они являются?

-Какими частями речи они выражены?

Обстоятельства могут быть выражены наречиями либо существительными в форме косвенного падежа с предлогом или без предлога.

VІ. Объявление темы урока

Придаточные обстоятельственные.

Придаточные обстоятельственные могут занимать любую позицию в СПП.

VІІ. Работа с книгой.

VІІІ.Тренировочные упражнения

1.Определить вид придаточных, составить схемы предложений.

а) Там счастье не диво, где трудятся нелениво.

[——— ­­ ],(где).

СПП с придаточным обстоятельственным места.

б) Как бы ни светило солнце, небо через это всегда казалось серым и холодным, как осенью.

( Как бы ——— ———), [—— —— —— и ——].

СПП с придаточным обстоятельственным сравнения.

в) Он не рассказывал об этом сильном впечатлением никому, потому что ему никто бы не поверил.

[—— _],(потому что ——— ———].

СПП с придаточным обстоятельственным причины.

г) Это было в мае, когда деревья уже оделись листвой.

[—— ———],( когда ——— ———).

СПП с придаточным обстоятельственным времени.

X.Составить предложения по данным схемам.

а) (Когда —— ———),[ я —— ——]

Когда слух привык к тишине, я начал различать ворчание воды в надземных пещерах.

б) [—— ——],(чтобы —— ——).

Надо всегда поступать честно, чтобы ни перед кем не было стыдно.

СПП с придаточным обстоятельственным цели.

в) (Если —— ——),[то —— —— ——]

Если исчезнет воображение, то человек перестанет быть человеком.

СПП с придаточным обстоятельственным условия.

XІ. Подведение итогов урока.

XІІ. Домашнее задание.

Автор:
Светлана МИХЕЕВА, учитель русского языка и литературы сш.№15, г.Талдыкорган