Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

«Особенности психолого-педагогической коррекции детей с детским негативизмом»


18 мая 2012, 00:53 | 1 604 просмотра



Многим родителям знакома такая картина: ребенок буквально все говорит и делает наоборот. Причем создается впечатление, что он специально поступает назло. С этим можно столкнуться и в поведении дошкольника и уж тем более подростка.

Малышу предлагают гулять, а он плачет, кричит, что хочет играть дома. Может в момент раздражения бросать игрушки, предметы в человека, куда попало. Может капризничать, грубить, что-то разрушать, а может замкнуться в себе. Причем часто причины этого сопротивления непонятны окружающим. Такое поведение принято называть негативизмом.

Почему ребенок протестует? По сути, негативизм - это реакция на какую-то неудовлетворенную потребность. Например, в понимании, одобрении, уважении, самостоятельности. Это один из способов преодоления трудной ситуации, хотя и не самый конструктивный. Секрет вредности малыша объясняется кризисным возрастом. Родители, как правило, знают о подростковом кризисе и о возможных сложностях поведения подростка. Но маленький ребенок может вести себя похожим образом - только с «другим размахом». Как и подросток, трехлетка испытывает желание перекроить мир на собственный лад, подвергает испытанию привычные нормы поведения и проверяет на прочность психическую устойчивость взрослых. Правда, арсенал средств у него ограничен. По сути, негативизм - это реакция на какую-то неудовлетворенную потребность. Например, в понимании, одобрении, уважении, самостоятельности. Это один из способов преодоления трудной ситуации, хотя и не самый конструктивный.

В коррекционный кабинет часто обращаются родители детей с детским негативизмом. У большинства из них такие формы поведения из-за неправильных тактик воспитания, закрепляются, и становятся устойчивой чертой характера ребенка, но чаще детский негативизм явление, переходящее. Родители нередко жалуются, говоря о том, что ребенок упрямый. Можно сказать, что упрямство - это слабая форма негативизма. И по проявлениям в поведении они похожи. Но причины похожего поведения все-таки разные. Упрямец стремится к самоутверждению. А негативист протестует против неблагоприятной для себя ситуации.

Можно ли что-то с этим поделать? Хотелось бы поделиться опытом работы с такими детьми. Как показала практика, самое универсальное средство это учитывать детские потребности, желания, возможности, способности.

Одна из самых больших проблем при обучении ребенка негативиста, это сознательное стремление сделать что-нибудь противоположное тому, что от него просят. В таких случаях, необходимо призывать на помощь чувство юмора и игру. В своей работе в общении с упрямым малышом, я прошу выполнить какое-либо задание, а ребенок в ответ раскидывает предложенные предметы, в такие моменты бывает эффективным метод «кто быстрее»: « А я быстрее умею собирать игрушки, а ты нет! Реакция у ребенка может появиться не сразу, но продолжая утверждать «я быстрее, а ты нет» ребенок обязательно подключится и в конце будет выкрикивать «нет я!» Далее плавно переключаю к выполнению ранее предложенного задания, так же утверждая «Зато, я первая выполню это задание, а ты нет!» Самое главное вовремя похвалить ребенка за его старания: «Ты молодец!

Очень часто я сталкиваюсь с проблемой пассивного негативизма, такие дети просто пропускают мимо ушей просьбы и требования взрослого. Любые попытки обратить на себя внимание, заканчиваются агрессивными реакциями, ребенок может стучать кулаком об стол, отворачиваться. В таких случаях мне помогает тактика «выжидания», если мы не оказываем сопротивление, то контрпозиция слабеет. Выждав, мы можем сделать вид, что никакого «негативизма» и не было! Выжидать, это - не обращать внимания. Никак не реагировать на ребенка - не кричать, не смотреть на него, не разговаривать. Не обращая внимания, необходимо взять игрушку или предмет, повернувшись спиной к ребенку, восхищаться воспроизводимыми действиями с ним, тем самым выжидать пока ребенок от любопытства не начнет заглядывать.

Если же ребенок переходит в активное сопротивление и ситуация начинает обостряться мне помогает тактика отвлечения внимания, которая называется «мышка». Лучше всего этот способ срабатывает до того, как ребенок раскапризничается так, что вам до него будет уже не достучаться: «Ой, смотри, смотри, вон там мышка пробежала, быстрей ножки подними». Не каждый ребенок Вам поверит, но каждый отреагирует и поднимет быстро ножки.

Очень часто активное сопротивление действиям взрослого переходит в драку со стороны ребенка. В таких случаях необходимо крепко обнять ребенка, не давая ему лягаться и драться. Твердо и властно сказать: Я не позволю тебе драться», затем постепенно смягчая голос: «Потому что ты такой хороший, добрый, ласковый, и тд.». Будьте готовы, поначалу он будет визжать еще громче и биться в ваших руках с удвоенной силой. Именно в этот момент вам нужно держать его особенно крепко. Мало-помалу ребенок начнет чувствовать вашу твердость, убежденность и вашу силу, он поймет, что вы удерживаете его, не принося вреда ему самому и не допуская резких действий против себя, - и начнет успокаиваться. Отпускать ребенка необходимо только в тот момент, когда тонус его мышц ослабнет.

В этой же ситуации, в зависимости от характера ребенка, можно попытаться вызвать у ребенка сочувствие, с имитировав, «плачь», таким образом, наблюдая за реакцией ребенка, выждать время для налаживания адекватных форм поведения.

Помните: чем раньше вы вмешаетесь и, чем оригинальнее окажется ваше отвлекающее предложение, тем выше ваши шансы на успех.

В своей практике я прибегаю к различным методам, которые вынуждают ребенка к речи. Если ребенок не отвечает, к примеру, на вопрос: «С кем ты пришел на занятия? На чем приехал?» помогает тактика «Я знаю». Я сама отвечаю на свой же вопрос: «А, я знаю, ты прилетел на воздушном шарике, я видела тебя в окошке». Ребенок будет активно мотать головой, « а, нет, не на шарике, я знаю, ты, наверное, на самолете прилетел, а нет, я знаю на поезде и тд.» И так до тех, пор, пока ребенок будет вынужден сказать, что он приехал с мамой не машине. Точно так же можно добиваться ответа при работе с предметными картинками. «А знаю это мышка, а нет, это, наверное, корова и тд.». Ребенок будет смотреть на вас с возмущением, что взрослый человек, и не знает, что на картинке кошка, затем сам же и начнет исправлять ваши ошибки.

Самое же главное – больше играть с ребенком, например в пальчиковые игры, где ребенок повторяет хотя бы последние слова в строке и повторяет движения.

Автор:
А.М.МУКАТОВА ГУ «КППК» № 1 педагог-психолог г. Талдыкорган