Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

Профилактика правонарушений у подростков


25 мая 2012, 23:43 | 1 502 просмотра



Жизнь каждого человека бесценна. Важнейшими правами человека является право на жизнь и на личную неприкосновенность. Для того чтобы гарантировать гражданам эти права в нашем государстве, действует Конституции РК, создаются специальные законы, работают правоохранительные органы и службы спасения.

И наш президент уделяет большое внимание и озабоченность проблемам, связанным с правонарушениями несовершеннолетних. Н.А.Назарбаев в своих статьях и публичных высказываниях неоднократно подчеркивал важную роль воспитания в становлении граждан суверенного государства и определил воспитание – как «задачу всей системы образования». При этом особое внимание обратил на воспитание у молодежи правосознания, культуры поведения, ответственности за свои поступки.

Проблема правового воспитания была и остается всегда актуальной. Насилие и преступность подростков–не абстрактные цифры и проценты, а реальные судьбы конкретных мальчишек и девчонок, которые в детстве были в основном добрыми и сострадательными, а, подрастая, превратились в маленьких садистов, хладнокровно уничтожающих кошек и собак, безжалостно избивающих и грабящих своих друзей, знакомых и незнакомых, тех с кем недавно сидели за партой, кому предлагали свою дружбу. Откуда же берется у подростков деформация нравственных ценностей и ориентиров, которая приводит их к совершению тяжких насильственных преступлений. В возрасте 14-15 лет у подростка еще не сложилось мировоззрение и он более подвержен влиянию окружающих. Не находя признания, не чувствуя внимания в семье, в школе, подросток надеется самоутвердиться как личность, встретить одобрение и признание, получить поддерж-

ку в дворовых группировках. Однако в действительности у него усиливаются такие качества, как лживость, изворотливость, жадность, агрессивность, жестокость, трусость, стремление властвовать над всеми. Постепенно ребенок « уходит» из-под влия-

ния родителей и педагогов, социализируется «стихийно» на улице среди сверстников, где поощряются и культивируются курение, сквернословие, употребление алкогольных напитков. Именно так появляется подросток, для которого главным становится не учеба и труд, а так называемый « имидж крутого и независимого», т.е. он старается поднять свой авторитет и положение в глазах сверстников любым доступным для него способом ( начинает курить, употреблять алкоголь, сквернословить, обижать и унижать тех кто слабее него). Поэтому основным направлением в воспитательной работе является нравственно - правовое воспитание, профилактика правонарушений среди несовершеннолетних, правовой всеобуч, профилактика наркомании, пьянства, курения и других негативных явлений. И в нашей областной вспомогательной школе – интернат, где обучаются дети с ограниченными возможностями, для реализации целей правового воспитания проводится постоянная и активная профилактическая работа. Организовываются беседы с участием специалистов, изучаются личности детей и семейного климата для организации индивидуальной работы с детьми из неблагополучных семей, проводятся внеклассные занятия на темы ПДД, этических норм поведения, по изучению законов РК и правоведению, проводятся родительские собрания. Организовываются встречи с представителями правоохранительных органов, противопожарной безопасности, наркологического диспансера. И в своей работе по правовому воспитанию детей с ограниченными возможностями, я использую различные методы и приемы. Со своими учениками изучаю в доступной им форме правила поведения учащихся, провожу занятия по правоведению, где дети знакомятся со своими правами и обязанностями, знакомятся со статьями из Конвенции о правах ребенка, Конституцией РК. Провожу беседы с детьми о вреде наркомании, курении, пьянстве и других вредных привычек, о правилах дорожного движения, о противопожарной безопасности, по пропаганде здорового образа жизни. Со своим 6 «Б» классом организовала и провела воспитательное занятие на тему: «Правонарушения подростков и их ответственность», с участием инспектора ОДН, капитана полиции Абдрахманова.Ж,Ж., завуча по воспитательной работе Солтанаевой.С.К, школьным психологом Алиной. Ж.Б. Занятие проходило в форме пресс- конференции, где дети выступали в роли корреспондентов и журналистов. Дети приняли активное участие в подготовке занятия, с большим интересом и увлечением готовили материал к занятию, была проведена большая предварительная работа: самостоятельно оформляли кабинет, готовили атрибутику журналиста – бейджики, микрофоны, фотоаппарат, блокноты, ручки и др. Занятие прошло в непринужденной обстановке, дети свободно задавали интересующие их вопросы инспектору ОДН. Абдрахманов Ж.Ж рассказал о проблемах связанные с правонарушениями несовершеннолетних, разъяснил, какие последствия бывают при совершении правонарушительных действий, дал сведения об ответственности несовершеннолетних, привел примеры о детской безнадзорности и преступности рассказал о своей профессии. Были вопросы и к завучу, и к психологу. Они тоже ответили на вопросы и дали свои рекомендации и пожелания по формированию у детей правосознания, культуры поведения, ответственности за свои поступки в школе, в семье и общественных местах. Я считаю, что такие занятия и встречи нужно проводить часто, независимо от того с ограниченными возможностями ребенок или здоровый, потому что они имеют большое воспитательное значение в работе по профилактике правонарушений среди подростков. Ведь на правонарушение может пойти и здоровый подросток, и подросток с ограниченными возможностями. Такие встречи запоминаются надолго, и имеют хороший эффект.

Автор:
А.Т.Муханова, воспитатель областной вспомогательной школы-интернат