15 июня 2012, 01:03 | 1 452 просмотра
Тема урока: Имя прилагательное (урок в 5 классе)
Цели урока:
1. Дать общее понятие об имени прилагательном; учить правильно ставить к ним вопросы; формировать навык согласования существительного и прилагательного; углубить представления учащихся о роли имен прилагательных в речи людей.
2. Способствовать развитию речевой компетентности, памяти, мышления, творческих способностей; обогащать словарный запас детей; развивать орфографическую зоркость.
3. Создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путем вовлечения каждого в активную деятельность; воспитывать внимание, доброе отношение и уважение друг к другу, чуткое отношение к животным.
Тип урока: урок по сообщению новых знаний.
1. Приветствие.
2. Проверка готовности к уроку.
3. Психологический настрой.
- А сейчас все повернулись друг к другу, улыбнулись, пожелали хорошего настроения.
- Я рада видеть ваши улыбки, надеюсь, что и сегодняшний урок принесет вам радость и запомнится надолго.
2. Подготовка к восприятию нового материала.
Жизнь прекрасна и удивительна! Окружающий нас мир полон красок, эмоции, запахов, состояний. Он то грустный, то веселый, то красный, то голубой. Он может быть толстым и тонким, кислым и сладким. Он такой разный, но такой прекрасный и любимый! А более точно описать окружающий нас мир, ребята, может только имя прилагательное.
3. Изучение нового материала: /слайд 9 /
Имя прилагательное - часть речи увлекательная,
О предмете знает все - чей, какой, каков еще...
Уточняет, украшает, образ всем нам создает
Веселится и ликует Морфологии народ.
Итак, имя прилагательное - это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? Прилагательное очень дружит с существительным. Они всегда "ходят" вместе, парой. Существительное может гулять без прилагательного. Например: девочка, цветок, озеро, книги..
А имя прилагательное, ну никак не держится на ногах, оно всегда опирается на существительное, как пожилой человек на палочку.
Например: девочка (какая?) красивая, умная;
цветок (какой?) ароматный, красный;
озеро (какое?) большое, глубокое;
книги (какие?) интересные, новые.
Имена прилагательные помогают более точно описать предмет, украшают нашу речь, делают ее ярче, богаче, выразительней.
4. Курица
Курица - красавица у меня жила,
Ах, какая умная курица была.
Шила мне кафтаны, шила сапоги,
Сладкие, румяные, пекла мне пироги.
А когда управится, сядет у ворот,
Сказочку расскажет, песенку споет.
А когда управится, сядет у ворот,
Сказочку расскажет, песенку споет.
- Ребята, давайте, из этого текста выпишем имена прилагательные с существительными, к которым они относятся, определим их род, число и падеж.
5. Закрепление изученного материала.
а/ /слайд 1З/. Загадки.
- На овчарку он похож,
Что не зуб - то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк)
- Хитрая плутовка,
Рыжая головка.
Пушистый хвост - краса,
Кто ж это?.. (Лиса)
б/ Работа по учебнику.
с/ Игра: "Магазин".
Овощи, книги, обувь, цветы, кефир, диван, конфеты, мыло, мяч, лыжи (овощном, книжном, обувном...).
д/ Кроссворд (к прилагательным подобрать антонимы)
8.Рефлексия: /слайд 16/
- Теперь, я думаю, вы готовы показать все, что узнали на сегодняшнем уроке. Для этого вы сейчас поработаете в группах, составите сводную таблицу об имени прилагательном. На партах у вас листы - подсказки.
Таблица 1
- Так, для чего нужны имена прилагательные? (для образности, яркости нашей речи, с помощью прилагательных у существительных можно описать форму, вкус, цвет, величину и другие признаки.)
Поэтому прилагательные говорят о себе так:
С существительными подчас
Не жизнь, а просто скука.
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука.
Но если нас к ним приложить
Им веселее станет жить
9. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
10. Домашнее задание: упражнение 3, стр.127 /слайд 18/