22 июня 2012, 12:16 | 2 496 просмотров
Тип урока: изучения нового материала.
Форма урока: комбинированный урок с элементами исследовательской работы.
Цель урока: сформировать понятия «кислота», «кислородосодержащие и бескислородные кислоты», «основность кислоты», умение экспериментально определять кислоты среди других веществ, продолжить формирование умений работать с веществами, соблюдая правила безопасности.
Оборудование и реактивы: пробирки с растворами соляной и лимонной кислот, газированная кислота, индикаторы (лакмусовая бумажка, раствор фенолфталеина, метилоранжа), стеклянная палочка, учебник О.С. Габриеляна - 8 класс, раздаточный материал с планом и заданиями урока, инструктивные карточки для проведения исследовательской работы.
Ход урока
1. Организация класса и краткое повторение материала.
Актуализация знаний:
На доске схема классификации неорганических веществ, состоящая из карточек. Ребятам задаются вопросы:
- Вспомним, на какие классы классифицируют неорганические вещества? (На оксиды, основания, кислоты, и соли).
- Назовите, какие из них мы с вами уже изучили? (оксиды и основания).
ПОКАЗЫВАЮ 2–3 карточки с формулами оксидов.
- Какой класс неорганических соединений я вам показываю сейчас? (Оксиды).
- На основании чего вы сделали такой вывод? (дают определение оксидам).
- Прочитайте и назовите каждый оксид.
ПОКАЗЫВАЮ 2–3 карточки с формулами оснований.
- Формулы каких веществ я показываю сейчас? (Оснований).
- Почему эти вещества относятся к основаниям? (Дают определение оснований).
- Прочитайте и дайте названия этим основаниям.
2. Постановка проблемы:
После изучения данной темы вы должны:
• Знать: что такое кислота, какие они бывают, как их классифицируют, правила техники безопасности при работе с кислотами.
• Уметь: распознавать кислоты среди других соединений, определять заряды ионов кислотных остатков, составлять формулы кислот, используя таблицу растворимости.
Материал по данной теме мы будем изучать по плану, который имеется у вас на партах:
• Знакомство с кислотами.
• Исследование веществ с помощью индикаторов;
• Определение понятия «кислоты», их состав, степени окисления элементов в кислотах.
• Классификация кислот.
• Представители кислот.
Приведите примеры кислот, которые мы используем в своей жизни.
Это вкус газированной воды, некоторые органические кислоты: молочная (содержится в простокваши), лимонная, яблочная, щавелевая, уксусная и др.
Все кислоты имеют кислый вкус, но не следует пробовать на вкус все кислоты подряд, некоторые кислоты очень опасны и могут вызвать ожоги.
Внимание! Работать с кислотами необходимо аккуратно, так как можно получить ожог или отравление.
Но чтобы этого не случилось, нужно при выполнении лабораторных работ с кислотами соблюдать правила техники безопасности.
3. Лабораторный опыт (исследование окраски индикаторов в кислой среде).
ДЕЙСТВИЕ КИСЛОТ НА ИНДИКАТОРЫ
Таблица
Обсуждение результатов и формулирование выводов
На основании проведенных опытов сделаем выводы:
• независимо от вида кислот индикаторы изменяют свой цвет одинаково;
• а это означает, что все кислоты обладают сходными свойствами.
4. Изучение нового материала с элементами самостоятельной работы по учебнику ПОКАЗЫВАЮ 3 карточки с кислотами (HCl, H2SO4, H3PO4).
Прочитайте формулы кислот, используя учебник? Что общего во всех этих формулах? (все содержат элемент Н).
СЛЕДОВАТЕЛЬНО, все общие свойства кислот, кислый вкус, изменение окраски индикаторов связаны с элементом водородом.
На каком месте в формуле кислоты записывают знак водорода? (На первом).
Если закрыть водород, то остальная часть молекулы называется кислотным остатком.
В кислотах разные кислотные остатки? (да).
СЛЕДОВАТЕЛЬНО, специфические свойства каждой кислоты связаны с наличием в них разных кислотных остатков.
КИСЛОТЫ – это сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотных остатков.
Задание:
• Определить степени окисления в кислотах.
• Какой оксид соответствует данной кислоте?
• Подумаете и ответьте, почему у одинаковых кислотных остатков разные названия.
Как вы думаете можно ли по этому признаку классифицировать кислоты? (да).
Откройте учебник стр.89 со слов «Число атомов водорода в кислоте…» И найдите название этого признака. (Число атомов водорода называется основностью кислоты. Признак классификации – основность).
Какие бывают кислоты по основности? (Одноосновные, двухосновные, трех-основные).
Найдите название второго признака классификации кислот. (По наличию кислорода).
Как классифицируют кислоты по этому признаку (Кислородные и бескислородные).
5. Закрепление изученного материала:
1. Найдите формулы кислот. Разместите их в таком порядке, чтобы внизу получилось название индикатора.
2. Игра «Третий лишний».
В каждом ряду найдите лишнюю формулу, ответ мотивируйте:
6. Итог урока. Домашнее задание.