Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

Урок по химии в 8-м классе на тему: "Кислоты с элементами исследовательской деятельности"


22 июня 2012, 12:16 | 2 278 просмотров



Тип урока: изучения нового материала.

Форма урока: комбинированный урок с элементами исследовательской работы.

Цель урока: сформировать понятия «кислота», «кислородосодержащие и бескислородные кислоты», «основность кислоты», умение экспериментально определять кислоты среди других веществ, продолжить формирование умений работать с веществами, соблюдая правила безопасности.

Оборудование и реактивы: пробирки с растворами соляной и лимонной кислот, газированная кислота, индикаторы (лакмусовая бумажка, раствор фенолфталеина, метилоранжа), стеклянная палочка, учебник О.С. Габриеляна - 8 класс, раздаточный материал с планом и заданиями урока, инструктивные карточки для проведения исследовательской работы.

Ход урока

1. Организация класса и краткое повторение материала.

Актуализация знаний:

На доске схема классификации неорганических веществ, состоящая из карточек. Ребятам задаются вопросы:

- Вспомним, на какие классы классифицируют неорганические вещества? (На оксиды, основания, кислоты, и соли).

- Назовите, какие из них мы с вами уже изучили? (оксиды и основания).

ПОКАЗЫВАЮ 2–3 карточки с формулами оксидов.

- Какой класс неорганических соединений я вам показываю сейчас? (Оксиды).

- На основании чего вы сделали такой вывод? (дают определение оксидам).

- Прочитайте и назовите каждый оксид.

ПОКАЗЫВАЮ 2–3 карточки с формулами оснований.

- Формулы каких веществ я показываю сейчас? (Оснований).

- Почему эти вещества относятся к основаниям? (Дают определение оснований).

- Прочитайте и дайте названия этим основаниям.

2. Постановка проблемы:

После изучения данной темы вы должны:

• Знать: что такое кислота, какие они бывают, как их классифицируют, правила техники безопасности при работе с кислотами.

• Уметь: распознавать кислоты среди других соединений, определять заряды ионов кислотных остатков, составлять формулы кислот, используя таблицу растворимости.

Материал по данной теме мы будем изучать по плану, который имеется у вас на партах:

• Знакомство с кислотами.

• Исследование веществ с помощью индикаторов;

• Определение понятия «кислоты», их состав, степени окисления элементов в кислотах.

• Классификация кислот.

• Представители кислот.

Приведите примеры кислот, которые мы используем в своей жизни.

Это вкус газированной воды, некоторые органические кислоты: молочная (содержится в простокваши), лимонная, яблочная, щавелевая, уксусная и др.

Все кислоты имеют кислый вкус, но не следует пробовать на вкус все кислоты подряд, некоторые кислоты очень опасны и могут вызвать ожоги.

Внимание! Работать с кислотами необходимо аккуратно, так как можно получить ожог или отравление.

Но чтобы этого не случилось, нужно при выполнении лабораторных работ с кислотами соблюдать правила техники безопасности.

3. Лабораторный опыт (исследование окраски индикаторов в кислой среде).

ДЕЙСТВИЕ КИСЛОТ НА ИНДИКАТОРЫ

Таблица

Обсуждение результатов и формулирование выводов

На основании проведенных опытов сделаем выводы:

• независимо от вида кислот индикаторы изменяют свой цвет одинаково;

• а это означает, что все кислоты обладают сходными свойствами.

4. Изучение нового материала с элементами самостоятельной работы по учебнику ПОКАЗЫВАЮ 3 карточки с кислотами (HCl, H2SO4, H3PO4).

Прочитайте формулы кислот, используя учебник? Что общего во всех этих формулах? (все содержат элемент Н).

СЛЕДОВАТЕЛЬНО, все общие свойства кислот, кислый вкус, изменение окраски индикаторов связаны с элементом водородом.

На каком месте в формуле кислоты записывают знак водорода? (На первом).

Если закрыть водород, то остальная часть молекулы называется кислотным остатком.

В кислотах разные кислотные остатки? (да).

СЛЕДОВАТЕЛЬНО, специфические свойства каждой кислоты связаны с наличием в них разных кислотных остатков.

КИСЛОТЫ – это сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотных остатков.

Задание:

• Определить степени окисления в кислотах.

• Какой оксид соответствует данной кислоте?

• Подумаете и ответьте, почему у одинаковых кислотных остатков разные названия.

Как вы думаете можно ли по этому признаку классифицировать кислоты? (да).

Откройте учебник стр.89 со слов «Число атомов водорода в кислоте…» И найдите название этого признака. (Число атомов водорода называется основностью кислоты. Признак классификации – основность).

Какие бывают кислоты по основности? (Одноосновные, двухосновные, трех-основные).

Найдите название второго признака классификации кислот. (По наличию кислорода).

Как классифицируют кислоты по этому признаку (Кислородные и бескислородные).

5. Закрепление изученного материала:

1. Найдите формулы кислот. Разместите их в таком порядке, чтобы внизу получилось название индикатора.

2. Игра «Третий лишний».

В каждом ряду найдите лишнюю формулу, ответ мотивируйте:

6. Итог урока. Домашнее задание.

Автор:
С.М.ЧУВАСОВА учитель химии и биологии СШ.№4, г.Талдыкорган.