Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

«БЕСЕДА - ОСНОВНАЯ ФОРМА РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПРЕДМЕТУ «САМОПОЗНАНИЕ»


10 августа 2012, 09:10 | 1 835 просмотров


Душа ребенка-хрустальный шар и задача взрослых не расколоть его, а сохранить в первозданной чистоте и целостности. В наше время, в век компьютерных технологий, общение детей со сверстниками и взрослыми становится все более поверхностно и формально. В силу своей занятости большинство родителей не находят времени на общение с детьми, предлагая им посмотреть телевизор или поиграть в компьютер, чтобы он не мешал им. Но ребенок должен получить родительское внимание, тепло и заботу. Ведь очень важно, чтобы ребенок общался с взрослыми уже с самого раннего детства. И нам, взрослым, необходимо сделать все, чтобы наши дети имели такую возможность.

Известно, что в дошкольном возрасте основной формой речевого общения ребенка со взрослыми и сверстниками является диалог, т.е разговор, беседа. А в детском саду одной из форм развития диалогической речи является беседа на специальных занятиях. И одно из таких занятий – «Самопознание», на котором развиваются как речевые произносительные навыки, грамматический строй, обогащение словаря, так и нравственно-духовные ценности: любовь, доброта, терпимость, сострадание, дружба.

Эти занятия активизирует мыслительную деятельность дошкольника, развивают положительные качества, формируют характер, уверенность в себе и своих поступках, побуждают желание высказывать свою точку зрения, учат делиться с окружающими людьми своими успехами, радостями, обида-ми, проблемами.

Государственный общеобязательный стандарт среднего образования Республики Казахстан по предмету «Самопознание» предусматривает необходимость формирования коммуникативной и социальной компетентности. И показателем компетентности является культура общения, в процессе которой развивается и совершенствуется мыслительная деятельность, создается положительное самоощущение, эмоциональное благополучие детей.

Программа «Самопознание» в целом реализует важнейший принцип гуманистической педагогики: диалог взрослого и ребенка, детей между собой, педагогов и родителей. Для этого необходимо создать благоприятную атмосферу для развития навыков общения, среду, которая позволяет детям строить доброжелательное отношение друг с другом.

Проводя занятия по предмету «Самопознание», мы часто создаем игровые ситуации, которые помогают детям самостоятельно принимать решение. Например, на занятии по теме: «Мальчики и девочки» в процессе беседы дети рассказывали, во что любят играть девочки, а во что мальчики, но они не всегда могут конкретизировать свои мысли.

В процессе беседы была создана проблемная ситуация: Саша строил волшебный замок, но у него не все получалось, ему стала помогать младшая сестра. Замок был выстроен красивый и крепкий, в нем разместились много сказочных героев. На вопрос: «Как вы думаете почему у Саши не получалось строительство?»

Роберт сказал: «Потому что одному трудно строить, некому помочь».

А Женя Луценко сказал, что если у него не получается, ему всегда помогает старшая сестра Ира.

- А как бы вы поступили, если вместе мы строили замок?

Дети: «Мы бы позвали друга или папу, - вместе строить веселее». Детей подвели к тому, что строить дома и замки любят и девочки и мальчики.

После беседы с детьми построили из крупного строительного материала «Дом дружбы». Во время постройки дома дети предлагали свою помощь друг другу, выбирали кубики по цвету, решали, где будет игровая, спальня, а мальчики предложили построить гараж. После такой совместной деятельности у детей проявляются такие нравственные качества как: взаимопомощь, взаимоуважение, умение договариваться друг с другом, желание строить еще. Когда дети заняты одним делом, возникает общий интерес, что очень важно для общения.

На занятиях в разделе: «Помечтаем» дети всегда берут с собой в «Волшебную страну», «Сказку будущего», «На необитаемую планету» - своих друзей, маму с папой, сестру и брата и своих любимых животных.

Очень интересно проходят занятия по разделу «Радость общения», на которых дети делятся своими впечатлениями о близких, друзьях, праздниках в семье, окружающих их людях. Наиболее интересно прошла беседа на тему: «С чего начинается дружба?» Когда я задала вопрос нашим детям, они задумались. А потом Рамазан сказал, когда Ислана заболела, и не пришла в детский сад, мне помогал дежурить по столовой Танат. Мы с ним красиво накрыли на столы и весело общались. После этого мы стали дружить, играть во дворе, кататься на роликах. Я его считаю своим лучшим другом. А Камилла сказала: «В наш дом переехала жить Алена, у нее не было друзей. Я предложила ей поиграть со мной, попрыгать в резиночку. Сейчас мы с ней подруги, вместе ходим в детский сад, играем на участке и во дворе». Уже с детства ребенок понимает, что дружба – важная общечеловеческая ценность, которая возвышает людей, дает понимание, любовь, готовность дарить радость другим и приходить на помощь в трудную минуту. Дети обычно объясняют, что дружба - это когда делятся игрушками, не ссорятся, играют вместе, не обижают и не обижаются. Для дошкольника это очень важно, только из собственного опыта ребенок выносит те или иные принципы жизни, в которой все равны и происходит взаимообогащение духовно близких людей. При этом нельзя ни на минуту забывать о природе детского сознания, ребенок отталкивается от собственного восприятия.

Для того, чтобы детям легче было мыслить, рассуждать, анализировать свои поступки, мы проводим беседы на этические темы: «В гостях у лучшего друга», «Мой день рождения», «Семейные праздники» и др. Вика сказала: «Моя бабушка не любит праздники, потому что она очень устает, а я люблю». Тогда мы вместе с мальчиками устроили праздник для девочек «Сладкая конфетка», на котором были приготовлены угощения и подарки для девочек сделанные своими руками. Восторженная Вика сказала, что для нее это был самый лучший праздник.

Большое впечатление произвела на детей сказка «Мальчик Огонек», по теме «Настоящий верный друг», в сопровождении персонажей на магнитной доске дети наглядно увидели примеры героизма, бескорыстности и самоотверженности мальчика Огонька. Во время беседы Ярослав сказал: «Он поступил как настоящий друг». А Марина ответила, что он спас мальчика, хотя и сам мог погаснуть. На вопрос: А как поступили бы вы на его месте? Санжар ответил, что я бы не задумываясь, тоже пошел спасать мальчика. А Саша добавила: «А я попросила бы взрослых помочь мне, потому что я еще не умею плавать». Большое желание детей спасти мальчика попавшего в беду, было вызвано искренними чувствами и желанием подать руку помощи.

Тематика бесед по предмету «Самопознание» очень разнообразна. Так, в беседе на тему «Родные и близкие» мы говорили с детьми об их семьях: родителях, дедушках и бабушках, и конечно об их сестрах и братьях. Дети с большой теплотой и любовью рассказывали о том, как любят своих родных, помогают им, заботятся о них, ведь большую часть времени они проводят в семье. Так, например, Ростик помогает папе ремонтировать машину, Амина нянчится с младшим братишкой, Вика моет бабушке посуду и помогает нести тяжелые сумки. А Дален вместе с мамой и сестрой готовили папе сюрприз, потому что он самый хороший друг. Приятно было слышать о том, что родители для детей являются настоящими друзьями. Высокая оценка родителей в глазах их детей позитивно влияет на их взаимоотношения.

После просмотра сюжета мультфильма «Снежная королева», дети рассказывали, что человеку с холодным и злым сердцем очень тяжело жить. Адилет: «Люди с холодным и злым сердцем не могут любить». А Алена считает, что у таких людей не бывает друзей, потому что они злые и сами никого не любят. В процессе рассуждений Рамазан сказал: «Если бы Снежная королева была доброй, она показала бы свой замок всем детям, а не только Каю». А Тима добавил: «Добрые слова помогут ледяному сердцу растаять». В конце беседы дети для себя сделали вывод, что люди со злым сердцем не способны делать добрые дела и не умеют любить.

Когда детям было предложено взять волшебную палочку и начать волшебство, был задан вопрос: «Что бы вы сделали для Снежной королевы?» Рассказы детей очень порадовали. Данил подарил бы ей красивые цветы, они помогли ей стать добрее. Стас поселил бы в ее сердце любовь, а Султан подружился с ней. От этого она бы стала доброй, было много друзей и не такой злой и холодной.

В процессе проведения игрового упражнения «Маленькое сердце», мы использовали игрушку-сердечко, которое заблудилось, и не знает где его дом, семья, самое страшное, что это сердце одиноко, так как оно не знает любви. Дети успокаивали сердечко, предлагая ему свою любовь и дружбу.

«Не плачь, сердечко, ты больше не одиноко, оставайся с нами», - успокаивала Арина. А Никита предложил: «Живи в нашей группе, мы тебя будем любить». «Мы будем дарить тебе подарки и разговаривать с тобой, чтобы тебе не было скучно» - уговаривал Стас. Дети своей заботой и состраданием проявляли наивысшие чувства любви.

В процессе общения со сверстниками, окружающими людьми, природой, животными, у детей воспитываются не только нравственно-духовные и общечеловеческие ценности, но и речевые: совершенствуется грамматический строй речи, фонетические навыки, обогащается словарный запас. Такие беседы на уроках самопознания помогают детям раскрыться, быть уверенными в себе, умеют высказывать свое мнение, мыслить, толерантно общаться с другими детьми в атмосфере доверительности, открытости и искренности. Во время групповой дискуссии создается обратная связь, которая дает возможность увидеть себя со стороны, испытать себя в новой позиции, изменить свое поведение, по какому-то новому образу, рождающемуся в процессе свободного общения или убедиться в своей правоте.

А.Ш.Амонашвили писал: «Учитель будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой богатой ферментами человеческих чувств и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в душах и сердцах».

В дальнейшей своей работе мы ставим перед собой задачи, которые помогут детям общаться друг с другом и окружающими, и знаем что слово – это великое оружие в руках человека, которое нужно направить по правильному руслу жизни.

Мой мир это дети, их лица сердца,

Грустинки, улыбки в их чистых глазах

Мое назначение – любовь им дарить

И что – то великое из них сотворить.

Автор:
Р.А. ТЕН, методист, Т.М. СЕМЕНЬКО, воспитатель детского сада № 42 г. Талдыкоргана.