Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

«ПОЛИЯЗЫЧИЕ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ УЧИТЕЛЯ НОВОЙ ФОРМАЦИИ»


10 августа 2012, 09:12 | 2 491 просмотр



На современном этапе стремление к трехъязычному образованию является самым перспективным и полностью соответствует тенденции в странах Европейского союза. Изучение нескольких языков поможет интеграции Казахстана в экономическую и культурную сферы мирового сообщества.

А главная цель, стоящая перед учителями новой школы, – это развитие поликультурной личности, способной на социальное и профессиональное самоопределение, знающей историю и традиции своего народа, владеющей несколькими языками, способной осуществлять коммуникативно-деятельностные операции на трех языках во всех ситуациях, стремящейся к саморазвитию и самосовершенствованию. Для достижения этой цели, в первую очередь, сам учитель должен осознавать необходимость и важность знания трех языков. Язык – это ключ к знаниям, средство и инструмент коммуникации. Существует очень мудрое и актуальное в настоящее время изречение: чем на большем количестве языков вы говорите, тем больше раз вы человек. Владея языками, люди способны понимать друг друга, сотрудничать и взаимодействовать.

Современное образование ставит большие задачи перед педагогами, для решения которых нужны знания и умения во многих сферах науки и жизни. Скорость потока информации настолько велика, что уже нет времени изучать просто правила и законы языка, язык нужно компетентно использовать для решения жизненных ситуаций. Понимание роли языков в современном мире с особой остротой ставит перед нами вопрос о результативности обучения языкам и повышении уровня языковой подготовки учащихся. Концепция развития образования в Республике Казахстан направлена на качественное обновление форм и методов подготовки профессиональных кадров, квалификационно-отвечающей общемировым стандартам. Большое внимание при этом уделяется полиязычному образованию, которое рассматривается как действенный инструмент подготовки молодого поколения к жизнедеятельности в условиях взаимосвязанного и взаимозависимого мира. Современному учителю необходимо развивать себя, свои языковые навыки и методику обучения, постоянно делиться опытом и анализировать свою работу.

Содержание образования меняется шаг за шагом, и даже учителю английского языка приходится вспоминать, а чаще всего вновь изучать, другие предметы. Сегодня учебники школ содержат разнообразные аутентичные материалы: научные статьи, графики, мониторинги, интервью с учеными, истории из дневников путешественников, описания физических явлений, определение научных терминов. Для того, чтобы разбираться в них, нужны дополнительные знания по естественно-математическим предметам.

Ведущим подходом обучения в полиязыковой школе для одаренных детей является личностно-ориентированный метод. Главными компонентами этого подхода являются признание уникальности каждого учащегося и его индивидуальной учебной деятельности. Этот обучающий метод стал основой для моего педагогического исследования на тему «Использование проблемных учебно-речевых ситуаций для формирования коммуникативных компетенций учащихся». Работая в 6,7,8,9 классах по учебникам издательства Longman New Opportunities, поняла, что содержание учебников – это ценный материал для самообразования не только для учащихся, но и для учителя. УМК данного учебника позволяет развивать знания обучающегося не только теоретически и практически, но и организует учащихся на систематизированное получение знаний и навыков. Для этого использовалась вся методическая копилка книги учителя к учебнику New Opportunities. Но, вместе с тем, требовались дополнительные методы и приемы для стимулирования учащихся на ситуативное общение для автоматизированного использования лексического и грамматического материала.

Одними из эффективных приемов моделированного общения, которые применяются мной на уроках, являются:

- спонтанное составление диалогов (цель: использование пассивной лексики, идиом, модальных глаголов)

- проверка предполагаемого ответа на вопрос (цель: использование условных предложений)

- постановка проблемных вопросов (цель: выяснение обстоятельств)

- презентация научных проектов (цель: умение описать процесс работы над продуктом проекта)

- понтамима (цель: употребление времен глагола)

- художественное чтение с сопровождением иллюстраций (цель: развитие выразительного чтения и фонетических навыков)

- эмоциональный диалог (цель: умение передать заданное настроение говорящему)

Успешности учащихся содействуют конкурсы научных проектов, интеллектуальные олимпиады, внеклассная деятельность учащихся:

- Дуспаев Алишер, призер 1 тура олимпиады по английскому языку среди школьников, 2011г;

- Саматқызы Айгерим, участник (командное 3-е место) Республиканской олимпиады по английскомй языку в г.Караганда, ноябрь, 2011г,;

- Саматқызы Айгерим областная предметная олимпиада 3 место, городская олимпиада – грамота, 2011г.;

- Грамота команды СЛОД №20 в республиканской олимпиаде по английскому языку в г.Караганде, 2011г.

- Султанова Әсем, Нурахметова Сымбат, благодарность за участие в областном МАН

- Асқар Ақмарал, 8а – призер школьного конкурса (2 место) проектов на английском языке, 2012г.

- Темиргалиева Ляззат – 8а класс, Назарбай Дильбара – 6 класс, Алибаев Абзал – 7б класс являются призерами конкурса «British Bulldog»

Немаловажную роль играет и творческая активность и компетентность учителя, который должен понимать, что все учащиеся разные: отличаются скоростью мышления, способами самовыражения, жизненным опытом, но в каждом из них есть изюминка, поэтому нужно «создавать» такие уроки, которые позволяют учащимся «творить и придумывать новое», применяя знания, умения, превращать их в навыки. Одним из таких уроков является урок - проектирования в 6 классе по теме: «Научная олимпиада», где учащиеся, показав свои изобретения, рассказывали на английском языке технологию изготовления и презентации игрушек, показали умение использовать модальные глаголы.

При опросе учащихся о возможностях полиязыкового образования в лицее, учащиеся отметили, что предметы гуманитарного направления, а именно, казахский, русский, английский языки, история и литература духовно обогащают учащихся и учат их культуре и гуманности, а английский язык, к тому же, - изобретательности.

Казахский язык и русский язык имеют свое применение в школе, как на уроке, так и во внеурочное время и, тем самым, организуют языковую среду. Содержание программы английского языка ставит перед обучением цель - формирование жизненных навыков общения, которые необходимы сегодня не только учащимся, но и учителям, но, к сожалению, английский язык не имеет достаточного применения вне урока, не применяется как язык реального общения. Для этого должно создаваться полиязыковое пространство в стенах школы, то есть общение учащихся и учителей на перемене, на классных часах, на совещаниях учителей английского языка, на организованных мероприятиях и на других учебных занятиях.

Таким образом, для подготовки учителя новой формации, конкурентоспособного специалиста, коммуникабельной позитивной личности, способной к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающей развитым пониманием и чувством уважения других культур, умением жить в мире и согласии необходимо поликультурное и полиязычное образование.

Автор:
Л. Т. ДУЙСЕБАЕВА, учитель английского языка СЛОД №20, г. Талдыкорган