Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

ЖИЗНЬ ПРОРОКА МОИСЕЯ


28 сентября 2012, 13:20 | 1 734 просмотра



Весьма скудные сведения содержат большинство иных энциклопедий и словарей о человеке, сыгравшем огромную роль в становлении и освобождении целого народа.

Именно еврейский народ дал миру Моисея и Иисуса из Назарета и вдохновил пророка ислама. «Услышь, Израиль, Господь - наш Бог, Господь един». Эти слова, впервые прозвучавшие почти в безжизненной пустыне, расцвели в религиях многих миллионов людей. Бегство евреев из Египта было, как неудивительно, единственным в античные времена удачным выступлением порабощенного племени. Исключительное событие в истории - Исход - превратило язычников в ту самую силу, которая навсегда изменила жизнь на Земле.

Исход в большой степени, нежели Сотворение мира, выделил еврейский народ. Законы, данные Богом в пустыне Моисею, стали известны как синайский Завет, основой которого явились Десять заповедей, или Десятисловие. Простое правосудие и уважение жизни были установлены в Синае как факторы, управляющие человечеством.

Итак, мы расскажем с жизни легендарного пророка, которого египтяне называли Хозарсиф, иудеи - Моше, христиане - Моисей, мусульмане - Муса. Если рассматривать деятельность Моисея, то ему, по большому счету, принадлежит одна из главных ролей среди персонажей всех мировых монотеистических религий: иудаизма, ислама, христианства. Жизнь и деятельность Моисея (этим именем мы будем называть пророка) охватывает XIV- XIII века до нашей эры, то есть до рождества Христова, эпоху, когда в Египте правили фараоны династии Рамзесов.

Краткий энциклопедический словарь поясняет, что у иудаистов, мусульман и христиан Моисей - «пророк», то есть религиозно-политический проповедник и оратор. Однако подчеркнем, что в лице Моисея мы видим не только пророка и чудотворца, но также и законодателя и политического лидера, судью и вероучителя, автора «священных книг» и воина, пастуха и блистательного оратора, хотя таковым он стал не сразу.

Образ Моисея привлекал выдающихся творцов духовной культуры, начиная с Иезекииля, Иосифа Флавия, Россини и Генделя, заканчивая Рембрандтом и Врубелем. Но, Моисей, изваянный великим Микеланджело Буонарроти, самое запоминающееся изображение основателя религии, великого жизнелюба, политического лидера, вождя и Личности древности.

Ветхозаветным сказанием оговорено рождение Моисея: повелителю Египта приснился сон, который волхвы - на Древнем Востоке так называли мудрецов, предсказывающих по звездам судьбу человека, истолковали не иначе как предостережение о том, что стране грозит погибель со стороны еврейского ребенка. Фараон приказал убивать всех детей мужского пола. Тревога за судьбу сына подвигла мать Моисея на отчаянный шаг. Во имя спасения любимого дитя, она уложила сына в камышовую, просмоленную корзину и велела дочери Мириам спуститься к Нилу и спрятать братца в тростниках. К счастью, на том самом месте появилась дочь фараона со служанками, которым захотелось искупаться. То ли младенец проголодался, то ли ему не понравился шум на берегу, но так или иначе, мальчик начал плакать. Дочь фараона распорядилась достать корзинку и так была обрадована находке, что совершенно не обращала внимание на то, что ребенок явно иудейского происхождения. Поскольку он мал, то ему необходима кормилица. Не трудно догадаться, что, выполняя наказ матери, Мириам поспешила на помощь дочери фараона, назвавшись найти кормилицу. Так мальчик, обнаруженный в густом тростнике и его настоящая мать, очутились там, где никогда не бывали. И по положению в обществе им: никогда бы не бывать. Однако они находились рядом с покоями дочери фараона. С этой минуты мальчик стал носить имя Моисей, что означает «в воде найденный» или просто «найденыш».

Сорок лет Моисей воспитывался как приемный сын семьи фараона. Он постигал религиозные премудрости, обучаясь у жрецов, учился придворному этикету и его тонкостям, не забывая укреплять и закалять свое тело бегом, плаванием, стрельбой из лука и верховой ездой. Благодаря урокам матери, он узнал правду своего происхождения, выучил язык предков, сопереживая братьям, томящимся в рабстве.

Однажды случилось непоправимое и страшное. Моисей, будучи молодым египетским вельможей, не совладал с нахлынувшими эмоциями и вступился за несчастного израилита, избиваемого жестоким надсмотрщиком. Как вельможа, он мог просто приказать надсмотрщику прекратить издевательство над рабом. Но случилось то, что случилось: надсмотрщик был убит, а тело его Моисей спрятал в песке. Принц и жрец, совершивший убийство, подподал под суд жреческой коллегии во главе с фараоном. Хотя, казалось, что следы преступления тщательно скрыты, ужас содеянного стал преследовать Моисея. Опасаясь мести фараона, он решается на побег из Мацора (древнееврейское название Египта). Начался его сорокалетний период добровольного изгнания.

Моисей бежал на юг, в землю эфиопскую, за пределы Белого

Нила. Чтобы искупить преступление и восстановить внутренний свет, он должен был пройти через испытания и подвергнуть себя смертельной опасности. Не колеблясь, с полным самоотречением предложил он себя в жертву ради восстановления неизменного духовного закона справедливости, управляющего миром богов и миром человеческой совести.

И Моисей выжил. Сорок семь лет он находился в пустыне, женился на Сепфоре, дочери мудрого шейха Иофора, бывшего первосвященника у мадиамского народа, в беседах с которым очистил душу от египетских обычаев. Именно здесь Моисей обрел твердое убеждение, что совесть человеческая не зависит от цвета кожи и места жительства. Звероподобные идолы, которым поклонялись и в Мацоре, и в Мадиаме, и в других местностях, есть архаичность, от которой пришло время отказаться, что существует «богиня Маат» - духовная упорядоченность космической и земной жизни. Органичной частью этой упорядоченности является человеческая порядочность. Только как всем людям, живущим на берегу моря, в пустыне, в горах и в долинах это объяснить. Нужно ли это? Увы, Моисей еще не знал.

Вести из Мацора были устрашающими. Менялись фараоны, а гнет израилитов становился невыносим. Ужаснее работ в каменоломнях или при изготовлении кирпичей было то, что страдающий проказой фараон приказывал закалывать израильских детей, чью кровь использовали для ванн по два раза в день - утром сто пятьдесят и вечером. Вопли и стенания сынов израилевых тревожно отзывались в душе Моисея. Размышляя над судьбой своего народа, он не единожды спрашивал себя: «Чем так согрешил этот народ, что отдан в рабство мацорское?»

В последний год пребывания в земле Мадиамской Моисей иногда приходил в состояние религиозного экстаза, его навещали сны и пророческие видения. Однажды, когда он пас овец у горы Хорив, увидал горящий куст терновника. Пламенеющий, но не сгорающий куст, свидетельствовал о власти всемогущего Бога над природой, выжег новый смысл для страдающего человечества. Во-первых, не следует и дальше поклоняться богам-животным. Во- вторых, он окончательно изменил судьбу самого Моисея, ибо тот почувствовал призвание к особой миссии - спасти израилитов, которая выпала ему, человеку слабому, сомневающемуся к изгнаннику.

Около 1320 года до рождества Христова, в царствование сла-

бого сына Рамзеса II-Менефты, Моисей пытался доказать, что сам всемогущий бог Яхве наделил его необычной силой, которая убедит фараона отпустить из Египта народ израильский, томящийся в рабстве со времен завоевания Иудеи.

«...И бросил Аарон свой посох перед фараоном и перед его рабами, и стал он змеем. Но фараон призвал мудрецов и волхов, и они, ученые египетские, произвели своими тайнами то же. Каждый бросил посох, и те стали змеями...», - читаем в «Ветхом завете», то есть законе Моисея, книге первых и последних пророчеств и гатографа.

Уже только то, что змея Аарона поглотила змей волхов и снова стала жезлом, убедительно доказывает правоту и силу Моисея и его брата. Однако фараон остается безучастным. Он не слушает ходатаев. Вновь и вновь встречаясь с правителем Египта, Моисей демонстрирует могущество, преследуя одну и ту же цель-освобождение народа от рабства. Он превращает воды Нила в кровь, затем полчища жаб покрывают землю, лачуги и дворцы, все живое плотным покрывалом затягивает гнус... И всякий раз, когда чародеи уже не могут повторить за Моисеем его чудес, в бессилии замирают перед фараоном, он, Манефта обещает, что отпустит евреев из страны. Но, как оказалось в последствии привычно прибег к обману.

- Ты обманщик! - воскликнул в сердцах Моисей, пораженный тем, что царь Египта не сдержал слова.

- Кто обманет, тот победит! – смеясь, ответил фараон.

- Кто обманет, тот будет наказан, - проникновенно произнес Моисей.

Страшные бедствия обрушились на египетский народ, причиной их был молчаливый отказ фараона отпустить израилитов из рабства. Град побил хлеба на полях, а те колоски, что уцелели, погубила саранча. Болезни поразили весь скот. Затем по всему Мацору начали умирать дети. И испугался фараон, что будет лишен своих отпрысков, призвал Моисея и сам упросил, чтобы он увел рабов в пустыню. Но, даже отпуская, вновь проявил коварство и направил в погоню целое войско.

Евреям удалось оторваться от погони. Расступившиеся воды «Чермного» - (Красного) моря пропустили народ, уходящий из рабства, но поглотили преследователей. Вступив на Синайский полу- остров, на горе Синай, израилиты торжественно заключили союз (завет) с Богом, послуживший для них основой нового законодательства. Беспокойному народу сорокадневное пребывание Моисея на горе Синай показалось испытанием терпения. Многие начали роптать. Народу, измученному рабством, необходимо было сперва укрепить свои силы, окрепнуть духом и телом на свободе, научиться поклоняться своему Богу, осознавать себя народом Божиим. Об этом мог знать только Моисей, народу же не были ведомы эти задачи.

«Мы не знаем, что случилось с человеком, выведшим нас из земли египетской», говорили иные люди Аарону и требовали, чтобы он сделал им видимых богов. Не обладающие необыкновенней энергией брата, своего, Аарон потребовал собрать все золотые вещи для изготовления идола. Из дерева был вырезан телец и фигурку облили золотом. Едва был воздвигнут сей символ, напоминающий египетского священного Алиса, как народ вокруг нового бога понаставил алтарей и зажег жертвенные огни. В самый разгар праздничного ликованья Моисей и Иисус Навин сошли с горы. В гневе на отступников Моисей бросил на землю обе скрижали законов с такой силой, что они разбились.

Укоряя брата Арона за то, что он пошел на поводу у толпы, разметал золотого тельца в огонь костра, а затем весь пепел и остатки золота бросил в протекающий ручей. Он возглашал: «Кто принадлежит Господу, тот да выступит вперед!» и добился того, что большая часть вышла вперед, в том числе все колено Левия, к которому принадлежал и сам Моисей.

Моисей был мудрым и добрым. Он не мог долго сердиться. И как бы ни было трудно, во второй раз решил составить заповеди. Снова взошел на гору, чтобы вымолить у Господа прощение народу за грехи, и снова пробыл там сорок дней, то никто уже не высказывал ни сомнений, ни неповиновения. Вот он спускается с горы, неся в руках каменные скрижали, силы его были на исходе. Да и соплеменники увидали его измененное состояние: он стал совершенно седой. А когда Моисей вдохновенно беседовал с верующими от имени Яхве, то им казалось, будто видят на его голове знак святости.

Моисей объявил свои законы на семидесяти языках, чтобы они дошли до всех народов мира. Хотя в руинах Месопотамии были обнаружены более древние своды законов («Законы Хаммурапи»), Моисеевы законы имеют очень похожие на другие законы античности структуру и лексику. Иудаизм был первой системой верований, уважавшей человеческую жизнь.

Еврейский закон проникнут заботой о морали и общественных ценностях. Прежде в истории не было ничего подобного. После наставлений встал народ перед Моисеем и сказал:

- Моисей, Учитель наш! Много тебя гневили и много отягощали тебя. Прости нас.

- Прощаю, - ответил Моисей.

В возрасте ста двадцати лет он сохранял бодрость тела и духа, однако чувствовал, что дни его сочтены. Но и перед смертью Моисей успел сделать многое. Провел всеобщую перепись и узнал, что народ израильский насчитывает шестьсот одну тысячу семьсот тридцать человек, назначил своим преемником верного соратника и храброго военачальника Иисуса Навина, дополнил уже существующий свод законов новыми уставами и религиозными предписаниями.

Чтобы предотвратить распри, разделил территорию Ханаана между седельными коленами, только ливиты и священники не получили особых уделов, их обязанности были в том, чтобы нести службу Яхве во всей стране. А еще Моисей сложил вдохновенный гимн во славу своего бога и велел народу выучить его наизусть.

Еврейский пророк не был замкнутым в своем духовном мире мистиком. Он как Иисус и Мухаммед, не только сталкивайся с видениями Бога, но и непосредственно разговаривал с Ним.

Завершалась земная жизнь пророка. В одиночестве он поднялся на гору Нево, где испустил дух. Похоронили Моисея в долине, против местечка Бет-Пэор. Только спустя некоторое время уже никто мог показать, где именно, поскольку место захоронения зате- рялось. И кто бы ни искал, не находил. Не случайно Моисей записал пророчество про себя: «Никто не узнает места его погребения».

Так оно и вышло. Тридцать дней израильтяне оплакивали своего учителя, вождя и законодателя. Затем свернув шатры, народ начал переправу через реку Иордан. Открывались новые страницы истории, но уже без Моисея, зато согласно его пророчествам.

Да живет его имя в вечности, а идеи в манускриптах.

Автор:
АНДРЕЙ БЕРЕЗИН, ПИСАТЕЛЬ-КРАЕВЕД